Skaldborg – Всеми забытой тропой [EP] (2016)
Николаевская метал-сцена начала активно развиваться, уклоняясь в сторону фолк- и викинг-метала – жанров, которые до недавнего времени были достаточно слабо представлены в Украине, несмотря на широкий интерес к ним во всем мире. Сначала свой долгожданный дебютный эпос Incineration Astern отправила в плаванье на драккаре группа Miellnir, а совсем недавно ее почин поддержала другая молодая фолк-метал-формация из Николаева Skaldborg, состоящая аж из семи человек (целый оркестр!), выпустив в феврале этого года свой первый EP Всеми забытой тропой.
Если Miellnir используют в своем творчестве в основном морскую (точнее, мореходную) тематику, то Skaldborg – лесную. Иногда, кажется, что музыка последних сопровождается задорными плясками рыжеволосых кельтских красавиц с седобородыми друидами в дремучем европейском чернолесье (особенно отчетливо это слышится в партиях скрипки, которые прямо или косвенно позаимствованы из ирландских народных мотивов), а иногда – напоминает какое-то древнерусское сказание о путешествии в неизведанные закраины Руси. Второе впечатление появляется, когда начинает петь вокалистка Татьяна Ткачук. Ее удивительный тембр голоса как ничто иное подчеркивает славянскую окраску некоторых композиций. Кстати, интересное наблюдение: название группы можно интерпретировать как искажение от древнескандинавского военного термина skjaldborg, что буквально означает «стена щитов» – так называлось популярное средневековое фалангообразное защитное построение, когда воины становились щитом к щиту, – что, возможно, завуалировано указывает на влияние варягов на славянскую культуру в целом.
В музыке Skaldborg ведущую роль играют два нетипичных для традиционного метала музыкальных инструмента – скрипка и аккордеон, хотя все участники проекта, так или иначе, вносят ощутимый вклад в финальное звучание. Первый из четырех треков, «Пробуждение леса», который, по сути, является ничем иным как продолжительным инструментальным интро, содержит множество «птичьих» полевых вставок вместо вокальных партий (как здесь не вспомнить прошлогодний дебютный альбом черкасского one-man band OwlCraft «...the Journey of the Owl», где набор птиц, суженный до представителей семейства совиных, используется в схожей манере?). Ну, а начиная со второй композиции «Весна», в музыкальную канву EP вплетаются два вокала – в широко распространенной комбинации «женский чистый + мужской скрим/гроул», и стоит сказать, что вокальная работа двух Ткачуков – Татьяны и Дмитрия – действительно хороша, несмотря на всю клишированность выбранной формулы. Качество аранжировок также на высоте; что примечательно, оно идет вверх по нарастающей, так что самое интересное, на мой взгляд, припасено напоследок в виде треков «Всеми забытой тропой» и «Обезьяний пир».
Конечно, николаевский септет вряд ли сможет вытеснить таких могучих ребят как Eluveitie или, скажем, Alestorm в списке ваших любимых фолк-метал-коллективов, но занять место в плеере где-то рядом хотя бы на некоторое время им по силам уже сейчас. Дебют выполнен на отличном уровне, а то, что его общий хронометраж не превышает 20 минут, только усугубляет интерес к группе. Посмотрим, что будет дальше – по утверждениям музыкантов в социальных сетях, они ведут работу над полноформатным альбомом и активно занимаются концертной деятельностью.
1. Пробуждение леса (04:39)
2. Весна (04:36)
3. Всеми забытой тропой (03:51)
4.Обезьяний пир (05:34)