Black Metal: История и эволюция жанра

    Люди обязаны ненавидеть нас, ведь мы никогда не желали создавать группу, которую бы они любили.

Евронимус (группа Mayhem), интервью 1992 г.

Блэк-метал – одно из самых противоестественных и одиозных явлений в мире музыки. Его считают циркачеством, игнорируют, не понимают, уважают или любят... Но это всё не то, к чему стремились музыканты. Взяв за своих «протеже» не любовь и уважение, а совершенно противоположные им вещи – ненависть, жестокость, извращение, антидуховность, мизантропию – они не желали быть любимчиками публики и (тем более!) циркачами.

Своим названием жанр «блэк-метал» (англ. «black metal») обязан альбому Venom 1982 года. Англичане указывали путь: по-настоящему оккультный, дьявольский метал – вот что нам нужно! В направлении подобной музыки начали двигаться коллективы с разных уголков Земли – шведы Bathory, швейцарцы Hellhammer (в дальнейшем Celtic Frost), норвежцы Mayhem и 666, немцы Sodom, итальянцы Bulldozer, австралийцы Slaughter Lord, бразильцы Sarc?fago, японцы Sabbat и другие. В наше время данный этап принято считать «первой волной», т.н. «прото-блэком». Музыкально все они играли трэш-метал с экспериментами в звучании, печатью сатанизма в имидже, и настоящим буйством на сцене. Стоит добавить, что подобные коллективы сеяли семена ужаса даже среди фанатов «тяжёлого метала», не говоря уже об остальных, ни в чём не повинных, случайных обозревателях.

Наш звук появился от желания быть максимально быстрыми, брутальными и экстремально агрессивными.

Стив Хьюз, ныне - актёр-комик (группа Slaughter Lord), интервью 1998 г.

Первым альбомом, который можно причислить без зазрения совести к жанру «блэк-метал», стал «Under the Sign of the Black Mark» Bathory. На дворе стояла весна 1987 года, и именно она ознаменовала «новую жизнь»: пятилетний эмбрион наконец-то развился в полноценный организм.

На этой стадии блэк-метал был предельно примитивным, бесхитростным. Появилось подобие бласт-битов (за что спасибо Эдуардо «Ди-Ди Крейзи» из Sarc?fago), но они ещё не были сверхбыстрыми. Вокал трансформировался в извращённую звуковую форму агрессии: скримминг, с высокой тесситурой и пронзительными воплями; гроулинг, которым не пели, а как бы злобно и быстро «говорили». Вскоре, на основе первых двух ещё появились инхэйл, шрик и другие приёмы. В текстах преобладала сплошная «сатанина», мистика и разврат, в самых изощрённых формах. У музыкантов появился канонический образ, т.н. «корпспейнт» (от англ. corpse - труп и paint - краска). Считается, что первый корпспейнт сделал себе Пер Ингве «Дэд» Олин (участник Mayhem), и не потому, что хотел подражать гриму Элиса Купера или Кима Петерсона. Он действительно хотел выглядеть как труп. Для этих целей он даже закапывал свою одежду перед концертами, чтобы потом её раскопать и одеть. В обиход вошли всевозможные дополнительные элементы мрачного имиджа: пояса с пулями, «берцы», чёрные шипованные нарукавники, перевёрнутые кресты, пентаграммы и т.д.

Количество групп, которые хотели причаститься к подобной стилистике, было велико. Среди них: Thorns, Burzum (Норвегия; великие и ужасные!), Blasphemy (Канада), Mystifier (Бразилия), Inquisition (Колумбия), Samael (Швейцария; сейчас уже редко вспоминают их раннее творчество), Beherit, Archgoat, Impaled Nazarene (Финляндия), Von, Profanatica (США), Chapel of Ghouls (Франция; в дальнейшем создали легендарные «Чёрные Легионы»), Dissection, Grotesque (Швеция; благодаря ним ныне существует мелодичный шведский блэк/дэт), Tormentor (Венгрия; первая группа Аттилы Чихара), Mortuary Drape (Италия), Abhorer, Nuctemeron, Impiety (Сингапур), Apator, Exmortes (Нидерланды; на самом деле эти двое играли нойз, но почему-то пользуются определённым культовым статусом в кругах любителей «козлятины»), Rotting Christ, Varathron, Necromantia (Греция), Sadistik Exekution (Австралия) и т.д.

Не стоит забывать, что в это время уже начали записывать свои «демки» знаковые для дальнейшего развития блэк-метала норвежские группы Immortal и Darkthrone. Хотя начинали они с дэт-метала, но решающее слово в формировании «саунда» всего жанра было именно за ними. Основная масса коллективов этой стадии вскоре распалась (чтобы почить в культе), а наиболее сдержанные из них – продолжили творческий путь, кардинально изменившись в звучании.

- Какие группы вас вдохновляли?

- Старые Venom, старые Bathory и, конечно же, Hellhammer.

Пол Лэдни (группа Profanatica), интервью 2002 г.

Начиная с 1992 года пошла «третья волна». Адским балом стала править Норвегия – несравненная королева Севера. Благодаря звукорежиссёру Томасу Скогсбергу, с которым в то время работали Darkthrone, блэк-метал обзавёлся характерной «жужжащей» гитарой. Прочно вошли в обиход сверхскоростные бласт-биты, и вообще, музыканты этого жанра стали играть более технично. В общем и целом, именно эта волна является тем самым «канонизированным» блэк-металом, о котором все вокруг болтают. Коллективов его заиграло несчётное множество, а потому будет правильным разделить их на сцены: норвежскую, шведскую, финскую, французскую, греческую, австралийскую, японскую, североамериканскую и все остальные.

Вообще никогда не слышу, о чём поёт вокалист.

Фенриз (группа Darkthrone), интервью 2007 г.

Норвежцы-блэкеры оказались подростками непростыми, чей юношеский максимализм и беспощадный анархизм породили события хоть и знаковые, но не менее ужасные. Началось всё с мелких шалостей и «круга избранных» («The Inner Black Circle of Norway»), но вскоре сменилось более «достойными» поступками. Среди них были поджоги церквей, осквернение могил, публичные провокации, пропаганда насилия, убийства (в том числе, самоубийства). Апогей безумия был позади, когда Варга Викернеса (Burzum) посадили в тюрьму за убийство Евронимуса (Mayhem), а Дэд покончил с собой выстрелом из дробовика в голову. С тех пор, сценический имидж и околомузыкальная деятельность групп стала больше фарсом, чем реальным отображением их взглядов (что успешно доказали ребята из Immortal, став героями весёлых видео).

Среди групп Норвегии той поры знаковыми и наиболее известными были следующие: Satyricon, Gorgoroth, Carpathian Forest, Gehenna, Urgehal, Ragnarok, Tsjuder, Taake, Ulver (типичные); Emperor, Dimmu Borgir (основали направление симфонического блэк-метала); Helheim, Enslaved (решили сделать блэк-метал «народным», т.е. музыкой о викингах); Strid, Forgotten Woods (начали привносить в жанр специфические нотки безнадёжности, депрессии); Arcturus, Morgul, Ved Buens Ende... (ввязались в сумасбродные эксперименты со звуком); Mysticum (создали «индустриальный» блэк-метал, заменив живого ударника на драм-машину) и ещё много-много других самых разных.

Последователи Thorns, коими, несомненно, являются Mayhem, Enslaved,

Emperor, Satyricon и Burzum, вряд ли имеют корни в музыке Venom и Celtic Frost.

Сатир (группа Satyricon), интервью 2000 г.

Шведы были «побратимами» (чаще – врагами) норвежцев. Были с ними в одной среде, но звучали по-другому. Гётеборг и его сцена дэт-метала просто не могла не отразиться на звучании блэк-метала – у всех типичных групп региона был характерный дэт-металлический звук, хотя по имиджу и собственным словам музыканты считали себя «истинными блэкерами» (прежде всего, это касается Dissection и Grotesque). В основном, сцену здесь формировали такие коллективы: Marduk, Naglfar, Dark Funeral, Arckanum (типичные); Abruptum (специфическая и нетрадиционная для сцены группа, смешивающая блэк-метал с нойзом и эмбиентом); Setherial, Sorhin, Gehennah (группы рангом пониже) и другие. До сих пор сцена не утратила своей привлекательности в глазах фанатов, чему свидетельствует постоянное изобилие новых и «хорошо забытых старых» групп (Armagedda, Pest, Watain, Craft, Ondskapt, Necroplasma, Shining и т.д. и т.п.).

Дэт-метал сцена была огромной. Мы же делали нечто совсем иное и более экстремальное.

Морган Хаканссон (группа Marduk), интервью 2004 г.

В стране Суоми блэк-метал был сырой, рьяный и весёлый. Противопоставляя себя командам из прилегающих скандинавских королевств, передовые финские блэк-металлисты ни в чём не желали уступать. И надо признать, это у них хорошо получалось! Марко Лайхо, Яри Пиринен и компания (группа Beherit) значительно повлияли на становление жанра – в обход норвежцев и шведов. А невероятный успех альбомов Impaled Nazarene вообще доводил Евронимуса до слепой ярости: он метил последних в свой «список смертников» и неоднократно посылал «записки смерти».

Всё это не очень сочетается с популярным нынче стереотипом «мелодической страны», который прицепился к Финляндии из-за обилия сладко звучащих групп. Но таковы превратности судьбы.

Представители: Archgoat, Horna, BehexenMoonsorrow, Wyrd, Woods of Belial etc.

Лирика в блэк-метале очень примитивна.

Но это – только лирика... богохульство и больные шутки...

Марко Лайхо (группа Beherit), интервью 1993 г.

Французская школа – это не что иное, как «Чёрные Легионы» (фр. «Les L?gions Noires»). Странная и загадочная формация, которая долгое время вела «партизанскую» войну с «трендовым» блэк-металом (имея в виду ребят из Норвегии), чтобы после распада в 1996 году всё-таки признать своё поражение и, тем самым, положить конец «третьей волне». Вокруг «Чёрных Легионов» всегда ходили легенды, распускаемые как участниками лично, так и просто желающими подзаработать на популярности их кассет (парадоксально звучит, правда?). Мистификация, аура неизвестного – всё это как магнит для людей, которым и музыка-то, возможно, «до лампочки». Говоря языком экономики, спрос значительно превышал предложение, а т.к. предложение было легко подделать (публика всё равно «проглатывала») – тут мошенники и паслись. Музыкально «Чёрные Легионы» были самобытны, интересны, но лоу-фай и простота замысла была легко воссоздаваема. Среди их проектов наиболее известными были M?tiilation, B?lk?tre, Brenoritvrezorkre, Torgeist, Mo?v?t и Vlad Tepes. В целом, их деятельность грандиозно повлияла на современную сцену Франции, среди которой нынче в почёте: Deathspell Omega, Hell Militia (ребята с настоящей дьяволопоклоннической «религией» за пазухой – играют т.н. «ортодоксальный» блэк-метал); Peste Noire (возможно, самая поэтическая и самобытная из когда-либо существовавших блэк-метал групп); Blut aus Nord (ещё одни загадочные, но гениальные персонажи); Glorior Belli, Vediog Svaor (любители винтажного рока); Antaeus, Aosoth, Temple of Baal, Borgia, Malleus Maleficarum (мастера французской версии смеси блэк/дет, более изощрённой, чем у шведов) и т.д.

Сатанизм – это ощущать удовольствие, когда живые существа страдают, истекают кровью, умирают.

Участники Deathspell Omega, интервью  2000 г.

Греция, несмотря на нынешние расклады, была большой и загадочной сценой. Всю свою историю она прозябала в тени скандинавов, потому сейчас о ней говорят мало. Энтузиазм греческих полпредов «второй волны» (Rotting Christ, Varathron, Necromantia) и его симбиоз с традиционной древнегреческой мифологией сделали местную когорту групп воистину особенной. Считается, что они играют «эллинский» блэк-метал (англ. Hellenic black metal).

Представители: Nergal, Agatus, Zephyrous, Fiendish Nymph, Zemial и целая плеяда более юных адептов «чёрного метала» (среди которых даже девичий ансамбль есть, Astarte зовётся!).

Греческая блэк-метал сцена была такой настоящей, такой великой и могучей несколько лет назад.

Сейчас же мы имеем больше групп, но только ради моды и ничего другого!

Некроабиссиус (группа Varathron), интервью 1997 г.

Про австралийскую сцену можно говорить как о школе «военного» блэк-метала (музыка на стыке блэк/трэш/дэт; практикуют использование маршевых вставок, выстрелов, взрывов, сирен и прочей милитаристской утвари), хотя тут также любят оттенять его депрессивными тонами. Несмотря на удалённость, местная сцена содержала очень мощные и нетривиальные группы. Стоит выделить Slaughter Lord, Sadistik Exekution (о них уже писалось ранее); Reverend Kriss Hades (сольный проект участника последних); Bestial Warlust, Destr?yer 666, Abominator, Vomitor, Atomizer (милитаристы); Abyssic Hate, Striborg (по депрессии) и т.д.

Нужно сделать небольшую ремарку: военный блэк-метал – это, безусловно, надуманный термин.

Я привык избивать остальных участников Sad-Ex за то, что они играют слишком медленно.

Дейв Слейв (группа Sadistik Exekution), интервью  2005 г.

Япония... Она славится своей филигранной работой со звуком, но, в то же время, откровенной ахинеей вместо музыки. Первой блэк-метал группой здесь была «угарная» (читай: злая и весёлая) Sabbat, которая прошла все «волны» блэк-метала и до сих пор осталась в строю. Вскоре, у них появились сотоварищи в лице токийских групп Abigail и Sigh. Отличительной чертой Abigail (как, впрочем, и Sabbat) является количество изданных релизов – они их выпускают сотнями, включая тьму концертов и сплитов с малоизвестными группами со всего мира.  Sigh же – первые (ну, может вторые) авангардисты от блэк-метала, что делают невероятно чудные в своём звучании альбомы. На этом история блэк-метала в стране Восходящего Солнца заканчивается: достойных групп – раз, два и обчёлся. Стоят упоминания разве что Barbatos (соло-проект Ясуюки Судзуки из Abigail) и девичий «бэнд» Gallhammer.

Группы Venom и Bathory – мои герои! Я украл у них множество гитарных риффов.

Ясуюки Судзуки (группа Abigail), интервью 2005 г.

«Школа блэк-метала» для США и Канады середины 90-х – это чересчур громко сказано. Уместней говорить о более позднем периоде её становления. Во времена «третьей волны» блэк-метал здесь был редким, скудным, второсортным. У его истоков стояли Judas Iscariot и Demoncy, а также те, кто поучаствовал во «второй волне». Оставил он след и в бедной нищете мексиканских широт – там играли монструозные ребята под вывеской Xibalba. Затем, новый век принёс заметные перемены. С приходом популярности блэк-метала на американский континент (правда, шла она, как черепаха), здесь образовались многочисленные формации. Среди них: «атмосферные» группы Каскадии (Wolves in the Throne Room, Fauna, Echtra, Alda); «депрессивщики» (Leviathan, Xasthur, Vrolok, Velvet Cacoon); последователи «культа Козла» (Morbosidad, Obeisance, Black Witchery, Manticore); любители играть прогрессивно/технично (Weakling, Nachtmystium, Krallice, Liturgy) и многие другие.

Движущим импульсом блэк-метала для нас является глубинная экология.

Участники Wolves in the Throne Room, интервью 2006 г.

Обозревая остальной мир, достойными упоминания кажутся такие тогдашние проекты: Summoning, Abigor, Belphegor (Австрия), Enthroned, Lugubrum (Бельгия), Aborym (Италия), Bethlehem (Германия), Behemoth (Польша), Negur? Bunget (Румыния), Melechesh (Израиль). Конечно, этот список должен быть на порядок больше, в том числе и за счёт более «попсовых» коллективов, что на заре своей карьеры «с перепуга» почему-то начинали играть блэк-метал... Но мы поставим точку.

Кажется, что после Битлз ничего оригинального не было.

Нергал (группа Behemoth), интервью 2005 г.

После 1997 года стали поговаривать о смерти блэк-метала как явления (но не как жанра музыки) из-за исчерпания «выразительных» возможностей и перехода в «мейнстрим» стараниями Dimmu Borgir (Норвегия) и Cradle of Filth (Великобритания; пожалуй, самая известная из ныне существующих групп жанра). Дальше говорить в хронологическом порядке нецелесообразно, то есть, опустим временной фактор и начнём двигаться стилями.

True & Raw Black Metal

(Истинный и сырой блэк-метал)

Изначально блэк-метал был только таким. Грязный, сырой звук и простая незамысловатая музыка (иногда очень похожая на дэт-метал). В период «второй волны» (Von, Profanatica, Beherit, Blasphemy) и до «третьей волны» (Darkthrone, Judas Iscariot, «Чёрные Легионы») – все группы можно было так или иначе отнести к общему знаменателю «правильности», «истинности» и назвать «сырыми» (подразумевая по-настоящему ужасное «унитазное» звучание). Многообразие дальнейших экспериментов привели в 1992-93 годах к разным жанровым ответвлениям, а тот самый «настоящий» блэк-метал стал считаться культом. Конечно, его продолжали играть и дальше, но такой эйфории среди слушателей уже добиться не смогли. В настоящее время «возврат к истокам» породил особый «козлиный» метал (англ. «goat metal»). Его чертами можно назвать тотальное извращение и разврат: в оформлениях релизов, в текстах, в названиях, во всем!

Современники «козлиного» метала: Black Witchery, Manticore, Nuclear Desecration, Witch Tomb, Obeisance (США); Sadogoat, Sadomator, Purification Kommando (Дания); Revenge, Necroholocaust (Канада); Anal Blasphemy, Blasphemous Evil (Финляндия); Anal Vomit, Goat Semen (Перу); Teitanblood, Proclamation (Испания); Sadistik Goathammer, Morbid Goat Fornicator (Чили); Morbosidad (Мексика); Blasphemophager (Италия); Goatpenis (Бразилия) и т.д.

Современники «чистой породы»: Horna, Behexen (Финляндия); Katharsis, Darkened Nocturn Slaughtercult (Германия); 1349 (Норвегия); Unlord (Нидерланды); Craft (Швеция); Древедь (Россия); Лютомысл (Украина) и т.д.

Symphonic & Melodic Black Metal

(Симфонический и мелодический блэк-метал)

Название субжанров говорит само за себя. Большая часть характерных черт унаследована от традиционного блэк-метала — скримминг, скоростной темп игры, тремоло, бласт-бит. Тем не менее, есть некоторые существенные отличия: на гитары наложен значительно меньший дисторшн, музыка обладает мелодией (то есть, она стала более приспособленной для пения), уделено особое внимание гитарным (и не только) соло, как в пауэр-метале или готик-метале. Зачастую, может использоваться чистый вокал (особенно женский; например, сопрано).  С технической точки зрения, такой блэк-метал является более сложным для исполнения.

Основное отличие между симфоническим и мелодическим блэк-металом кроется в использовании оркестровых аранжировок: для первого характерно наличие обильного количества разных «классических» музыкальных инструментов (в том числе и синтезированных), а для второго – лишь ярко выраженная мелодичность композиций.

Основу для субжанров заложили норвежцы Emperor. Они первые в 1992 году размягчили режущий звук клавишами, хотя их музыка от этого не стала «легче». В то же самое время экспериментировали в области метала с клавишными ещё одни норвежцы – Arcturus, но к блэк-металу, как таковому, они пришли позже (в 1995 году). Окончательно развили «тему» музыканты из Limbonic Art. Популярной для подобных групп стала тематика родного края или космоса.

Мировое признание симфоническому блэк-металу принёс коллектив Dimmu Borgir (опять-таки норвежский). Обилие аранжировок дало им возможность записать легендарный альбом 2001 года «Puritanical Euphoric Misanthropia» с настоящим симфоническим оркестром Гётеборгской оперы. В свою очередь, среди мелодического блэк-метала первенство держит британская Cradle of Filth.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что подобная музыка не в почёте среди ярых блэк-металлистов, зато пользуется популярностью в более широком кругу слушателей.

Известные представители (кроме вышеупомянутых групп): Nocte Obducta, Agathodaimon, Dark Fortress, Mystic Circle, Ninnghizhidda (Германия); Theatres des Vampires, Abhor, Abyssos, Graveworm (Италия); Old Man's Child, Enslavement of Beauty (Норвегия); Darzamat, Vesania (Польша); Naglfar (Швеция); Gloomy Grim (Финляндия), Anorexia Nervosa (Франция); Sirius (Португалия); Sear Bliss (Венгрия); Ордалион (Россия) и т.д.

Depressive & Suicidal Black Metal

(Депрессивный и суицидальный блэк-метал)

Довольно противоречивая и общая классификация, за основу которой была взята столь зыбкая черта, как «настроение»: депрессивное, меланхолическое, упадочное. В чём же противоречие? Всё дело в том, что такие группы, зачастую, по части грустного и упадочного настроения уступают какому-нибудь героиновому пост-панку, но гордый (и пафосный) эпитет «депрессивный» возносят до пределов культа в самых лучших традициях блэк-метала. Своим рождением субжанр «обязан» самоубийству Пэра Ингве Олина по кличке «Дэд» из Mayhem, а также довольно специфической в плане атмосферы музыке норвежских проектов имени Варга Викернеса (Burzum) и Шторма (Strid).

Первыми настоящими «блэк-металлистами отчаяния» стали Forgotten Woods (Норвегия) и Bethlehem (Германия). Именно эти группы записали в 1994 году полноценные дебютные альбомы, положив начало новому направлению. В целом, нельзя сказать, что они играли музыку схожего типа: здесь было место и авангардистским веяниям (как в случае норвежцев), и присущей дум-металу монолитности (у немцев), и исконно «блэковым» чертам (у обоих). В таком «винегрете» субжанр стал эволюционировать дальше. Начал развивать идею австралиец Шейн Раут (Abyssic Hate), превратив музыку в своеобразный аккомпанемент самоубийству (45-минутная демо «Life is a Pain in the Neck» – 1996 год; альбом «Suicidal Emotions» – 2000 год). Появился специфический и ни на что не похожий вокал – шрик (очень высокий нервный крик на гране с плачем), разбавляемый в кульминационных моментах инхейлом (пением на вдохе).

Итого мы имеем три варианта «депрессивщиков»: блэк-метал с нестандартным экспериментальным подходом, где истоки жанра теряются под покровом новых идей; блэк-метал на стыке с дум-металом – медленный, угрюмый и максимально негативный; и суицидальный блэк-метал, чьи огромные монотонные треки с непередаваемо раздражительным визгливым вокалом преследуют лишь одну пустяковую цель – самоубийство.

Представители первого типа: Pens?es Nocturnes, Mortifera, Amesoeurs, Alcest (Франция); A Forest of Stars, Fen, Ca?na (Великобритания); Gris, Miserere Luminis (Канада); Weakling (США); Lifelover (Швеция); Joyless (Норвегия) и т.д.

Представители второго типа: Funeral Mourning, Elysian Blaze (Австралия); Shining, Livsnekad (Швеция); Urna, Beatr?k (Италия); Hjarnidaudi (Норвегия); Dolorian (Финляндия); Nortt (Дания); Nachtvorst (Нидерланды); The Ruins of Beverast (Германия); Trist (Чехия); Dysthymia (Исландия) и т.д.

Представители третьего типа: Nyktalgia, Anti, Sterbend, Nargaroth (Германия); Leviathan, Xasthur, Vrolok (США); Silencer, Anhedonia (Швеция); Striborg, Woods of Desolation (Австралия); Forgotten Tomb (Италия); Monarque (Канада); Totalselfhatred (Финляндия); Nocturnal Depression (Франция) и т.д.

Atmospheric & Ambient Black Metal

(Aтмосферный и эмбиентный блэк-метал)

Ещё одна группа субжанров, по которой ведутся непрерывные дебаты. Единственное, что ни у кого не вызывает сомнений – первым подобную музыку воплотил в реальность Burzum (на альбоме «Hvis lyset tar oss»). К тому же, её отголоски можно найти в записях «Чёрных Легионов» (Brenoritvrezorkre), предельно сконцентрированных на мрачном посыле.

Объединяющей основой здесь выступает «атмосферность» (понятие, призванное охарактеризовать особо выразительное звучание и эффект, который оно оказывает на слушателя). Например, эпичная атмосфера мира Толкина была воссоздана горячо любимой во всем мире австрийской группой Summoning ещё в 1995 году, что дало основания поместить её в один логический ряд с Burzum. Такое звучание изначально создавалось при помощи «ландшафтных» клавиш, теперь же в ходу всевозможные «примочки», характерные пост-року и ему подобным жанрам.

Но это было не всё. Оказалось, что блэк-метал можно не менее эффектно смешивать с эмбиентом не только по музыке, но и потреково (один – такой, один – такой), создавая всё новые несоответствия в умах слушателей. Изюминкой групп такого «раздельного» формата выступает их заурядность (что они пытаются возместить количеством релизов).

В целом, «атмосферные» группы любят тематику леса, природы, космоса. Оформление делают в полном соответствии со своей музыкой: каждый новый альбом украшает фотография очередного одинокого дерева, или туманного леса, в лучшем случае – используется холодный пейзаж малоизвестного художника.

Представители: Agalloch, Njiqahdda, Wolves in the Throne Room, Echtra, Alda, Panopticon, Woe (США); Lunar Aurora, Wedard, The Ruins of Beverast, Coldworld, Vinterrikket (Германия); Drudkh, Hate Forest (Украина); Ancient Wisdom, Lustre (Швеция); Darkspace, Paysage d'Hiver (Швейцария); Ildjarn, Jotunspor (Норвегия); Mg?a (Польша); Negur? Bunget (Румыния); Altar of Plagues (Ирландия); Urfaust (Нидерланды); De Silence et d'Ombre (Франция); Forest Silence (Венгрия); Potentiam (Исландия); Ajattara (Финляндия) и т.д.

Viking & Pagan Black Metal

(Викингский и языческий блэк-метал)

Сразу хотелось бы уточнить: здесь возможны разные варианты названий. По мнению автора, блэк-метал не может быть «народным» (т.к. ни один народ в мире не имел в древности аналогов блэк-металу), а вот совмещать его с одами всевозможным языческим богам или песнями о древних викингах, кельтах, славянах и т.д. – вне всяких сомнений.

Первыми «викингами» от блэк-метала стали шведские музыканты из Bathory, вторыми и третьими – норвежские Helheim и Enslaved. После них историческая тематика среди групп Скандинавии стала настолько популярной, что перечислить точное число задействованных не представляется возможным. Группы из других стран быстро подхватили «фишку»: стали петь о своём народном наследии, или же банально использовать скандинавскую тематику (как французы Himinbj?rg, канадцы Sig:Ar:Tyr). Зачастую для подобной музыки используют  волынки, дудки, флейты, варган и другие народные музыкальные инструменты. Характерны этнические мелодии местности, откуда группа родом.

Представители: Drudkh, Kroda, Dragobrath (Украина); Mithotyn, Thyrfing, M?negarm (Швеция); Primordial, Cruachan, Waylander (Ирландия); Einherjer, Windir, Kampfar (Норвегия); Falkenbach, Finster Forst, Black Messiah (Германия); Moonsorrow, Wyrd (Финляндия); Кобь (Россия); Skyforger (Латвия); Negur? Bunget (Румыния); Melechesh (Израиль); Hiverna (Канада); Angantyr (Дания); Yaotl Mictlan (Мексика); Odious (Египет) и т.д.

Black Metal with Industrial, Noise, Drone Elements

(Блэк-метал с элементами индастриала, нойза, дрона)

Связь блэк-метала с электронной музыкой была всегда. Благодарить за это стоит норвежскую группу Thorns и шведскую Abruptum. Правда, до них успели «зарисоваться» голландцы Apator и Exmortes, обладавшие блэк-металлической репутацией, но записывавшие непонятный сатанинский нойз безо всякого намёка на метал.

Необходимыми вещами для записи подобной музыки стали драм-машина и клавиши. Потом добавились всевозможные аналоговые и цифровые приборы, характерные более изобретательным «электронщикам».

Известность и распространение субжанру принесли группы Mysticum (Норвегия), Aborym (Италия) и Blut aus Nord (Франция). Хотелось бы сюда вписать ещё непревзойдённых ребят из Ulver, но они настолько кардинально перешли с «блэка» на электронную музыку, что говорить о симбиозе жанров не приходится. Многие подобные группы отмечают влияние небезызвестных британцев Godflesh (например, те же Blut aus Nord).

Хотелось бы сделать ремарку: зачастую, в случае подобных групп речь идёт об электронной музыке, чем о метале (в своём традиционном смысле).

Представители: Black Hole Generator, Sturmgeist, The Konsortium, Hjarnidaudi (Норвегия); Enbilulugugal, The Mausoleums, Fauna, Mamaleek (США); Blacklodge, Diapsiquir, Godkiller (Франция); Weltbrand, Gnaw Their Tongues (Нидерланды); Abigor, F.P.G.S. (Австрия); Woods of Belial (Финляндия); Thee Maldoror Kollective (Италия); Yhdarl (Бельгия); Black Vomit (Великобритания); Underjordiska (Швеция); Funereal Moon (Мексика); Nyne (Греция) и т.д.

Post-Black, Avant-garde & Experimental Black Metal

(Пост-блэк, авангард и экспериментальный блэк-метал)

Возник как новаторское, нестандартное направление в блэк-метале, став площадкой для сонма разнообразных самобытных групп в дальнейшем. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектикой, смешиванием «несочетаемых» жанров.

Первыми «авангардистами» по временному фактору оказались норвежцы Arcturus, японцы Sigh и французы Blut aus Nord (хотя в 1997 году уже довольно много групп двигались за рамки традиционного блэк-метала).

Многие коллективы, упомянутые в предыдущих классификациях, также подходят под определение пост-блэка. Например, термин «пост-блэк» часто употребляется для описания более сложной структуры музыки, которая по своему духу является 100% блэк-металом (Deathspell Omega, поздние Mayhem).

Представители: Morgul, Ved Buens Ende..., Solefald, Borknagar, Enslaved, Mayhem, Fleurety, Khold, Angst Skvadron (Норвегия); Nachtmystium, Ludicra, Krallice, Liturgy, Twilight, Blood Cult, Tjolgtjar, Wrnlrd (США); Peste Noire, Smohalla, Glorior Belli, Vediog Svaor, Antaeus (Франция); Oranssi Pazuzu, Circle of Ouroborus (Финляндия); Lugubrum, Gorath (Бельгия); Ephel Duath, Thee Maldoror Kollective (Италия); A Forest of Stars, Anaal Nathrakh (Великобритания); Thy Catafalque (Венгрия); Altar of Plagues (Ирландия); Mirrorthrone (Швейцария); Dornenreich (Австрия), Lux Occulta (Польша) и т.д.

National Socialist Black Metal

(Национал-социалистический блэк-метал)

Многим трудно понять, зачем смешивать искусство и политику (точнее, идеологию). Но ведь блэк-метал – это искусство особенное. Чем меньше у группы фанатов – тем она больше культ. Так что в большинстве подобных случаев причина столь разобщённого симбиоза до омерзения смешная – группа просто хочет уменьшить свою и без того скудную фан-базу. Конечно, есть и другие мотивы: тут уж найти объяснения трудно.

«Отцами» субжанра принято считать немцев Absurd, французов Kristallnacht и поляков Graveland. Принадлежность групп определяется текстами, ориентированными на расизм, нацизм и антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм с прославлением собственного народа, что роднит жанр с предыдущей классификацией. Музыка может варьироваться от откровенного панка и фолк-рока до блэк-метала среднего пошиба (при этом всё равно называться NSBM, даже если там блэк-метала нет).

Представителей писать не будем. Оно вам надо?

Other Tendencies in Black Metal

(Другие тенденции в блэк-метале)

Среди менее известных течений, замеченных в порочной связи с блэк-металом, хотелось бы уделить внимание следующим: приблэкованный дэт-метал, приблэкованный трэш-метал и приблэкованный краст.

1. Blackened Death Metal. Обыкновенная смесь 2-х жанров, что может проявляться в самых разных элементах звучания. Стала популярной благодаря стараниям шведских и польских групп. Характерно высокое качество, присущее дэт-металу. Группы, играющие в обратной связи («вторая волна») – отношения к данной классификации не имеют.

Представители: Marduk, Kill, In Aeternum, Necrophobic, Jormundgand, Sacramentum (Швеция); Behemoth, Infernal War, Stillborn (Польша); Zyklon, Gehenna, Cadaver (Норвегия); Angelcorpse, Goatwhore, Book of Black Earth (США); Antaeus, Temple of Baal, Borgia (Франция); Belphegor (Австрия); Akercocke (Великобритания); Panzerchrist (Дания); Shub Niggurath (Мексика); Nepente (Колумбия) и т.д.

2. Blackened Thrash Metal. Является современным воплощением прото-блэка «первой волны».

Представители: Absu, Skeletonwitch, Usurper, Devastator (США); Nocturnal Breed, Aura Noir (Норвегия); Nifelheim, Gehennah (Швеция); Abigail (Япония); Necrodeath (Италия); Occult (Нидерланды); Bloodthirst (Польша); Demonizer (Бельгия); Trench Hell (Австралия); Ruins (Германия) и т.д.

3. Blackened Crust & Punk. Появление странного гибрида блэк-метала и краст-панка связывают с деятельностью канадской группы Black Kronstadt в начале 90-х. Но реальное признание публики сцена ощутила уже в следующей декаде (не в последнюю очередь благодаря стараниям великолепного дуэта имени Фенриза и Ноктюрно Культо aka Darkthrone).

Представители: Massmord, Hotbild, Martyrd?d, Radioskugga, Agrimonia, Aktiv D?dshj?lp, Ett Sista Andetag (Швеция); Summon the Crows, Kvelertak, Okkultokrati (Норвегия); Altare, V?lkermord (Германия); Bone Awl, Raspberry Bulbs (США); Iskra (Канада); Gallhammer (Япония); Noia (Италия); Antimelodix (Россия); Life is Hell (Украина) и т.д.

 

Дмитрий Товстоног (aka Atompunk)

Neformat.com.ua ©