Мой билет - моя крепость
Мир движется в диджитал, а билетные "кидалы" идут в ногу со временем и пользуются весьма прогрессивными способами обмана покупателя. Вместе с Kontramarka разобрали как избежать типичных ошибок и не стать жертвой мошенника во время и после покупки билета на долгожданный ивент.
С самого начала существования массовой развлекательной культуры как таковой, вход на мероприятия был бесплатным. Как самый яркий пример — гладиаторские, водные бои и сражения с диким зверьем в Римском Колизее, которые устраивали градоначальники, ибо люд требовал "хлеба и зрелищ". Только никаких билетов в тот момент не существовало, как и точных, научно-подтвержденных данных о том, каким образом контролировался вход.
Согласно книге Евгения Дукова "У истоков публичного концерта Нового времени" первый платный ивент прошел в Англии в 1760 году по инициативе придворного музыканта Джона Банистера, хотя есть задокументированные свидетельства, что за 50 лет до этого, итальянский органист Джироламо Фрескобальди, в Венеции, в соборе Святого Павла дал первый публичный концерт, за который посетители должны были заплатить. С тех пор, система мало видоизменялась, вплоть до времен, когда концертное искусство вышло за пределы филармоний, театров и залов с четкой вместительностью.
Штрих код - не средство защиты!
Билет образца сегодняшнего дня, физический или электронный — это набор данных об ивенте и уникальный номер билета, самое ценное, что в нем есть. Номер предварительно занесен в общую базу данных о мероприятии. Важно помнить, что именно он и проверяется системой контроля входа и не может быть использован больше одного раза. Для упрощения проверки номера билета он может быть закодирован в QR код или штрих код, который в свою очередь будет считан специальным сканером на входе в клуб, театр или концертную площадку. Важно помнить, что штрихкод - это не средство защиты билета, а всего лишь номер преобразованный в графику!
Электронный билет (E-ticket/Е-билет) вы приобретаете на соответствующих сервисах онлайн. В результате успешной покупки сервис генерирует всё тот же уникальный номер билета, который присылается в электронных файлах на е-mail или находится в личном кабинете клиента та сайте билетного оператора.
К слову, термин "электронный билет" введен в эксплуатацию в Украине только 3 сентября 2015 года указом профильного министерства №488, со всеми особенностями ведения билетного бизнеса. До этого правки были внесены в 2011 году, но ядро в законодательном поле использовалось ещё утвержденное за время существования СССР. Тем не менее углубляться в юридические термины и их трактовку не будем, ведь статья не об этом.
Физический билет может быть напечатан как на термобланках установленного продавцом или организатором мероприятия образца с несколькими степенями защиты, такие билеты вы получаете в кассах или доставкой курьером, так и на обычном листе бумаги формата А4 как физическая копия электронного билета. Впрочем, стоит отметить, что в среде украинского DIY практикуют также самодельные физические билеты со всеми реквизитами, но без номера. Защитой здесь чаще всего является уникальный дизайн, какая-нибудь подпись или же печатка. В то же время во многом организаторы полагаются на порядочность посетителей.
Оба типа билетов продолжают быть актуальными по сей день и имеют свои плюсы и минусы как в производстве, так и в использовании.
Эстетика vs. практичность
Коллекционеров знаков оплаты в транспорте называют эйситиристами. Конкретной терминологии относительно людей, собирающих концертную атрибутику в виде билетов или ленточек не существует, но сами они есть, и их немалое количество.
Почему именно к этому припала у них душа, о собственных коллекциях и видении того, почему физические билеты покупают все меньше, мы обратились к нескольким коллекционерам.
Рамон Шпинат | |
Turbojugend |
Андрей Хоменко | |
Infected / Spit Bile |
Владимир | |
Burn The Scene For Fun |
- Как давно вы начали собирать концертную атрибутику, в данном случае билеты и ленточки? И в чем была первопричина, почему начали коллекционировать?
Рамон: Собирать билеты я начал с самого первого концерта. Мне было 11 лет и я пошел на Арию. Начал собирать, наверное, потому что я сентиментальный и люблю помнить хорошее.
Андрей: Билеты и ленточки выборочно храню где-то года с 2003, со своих первых походов на концерты. Делаю это чаще всего чисто из каких-то сентиментальных чувств, если можно так сказать. Воспоминания о хорошо проведенном времени.
- Насколько велика коллекция на данный момент и что самое примечательное из нее вы можете выделить?
Рамон: Достаточно большой пакет с ленточками и билетами. Он переезжает со мной из квартиры в квартиру и просто греет душу. Из примечательного есть жетоны на пиво для афтерпати второго Робуст Феста, есть подписанный группой Sodom билет на фестиваль ПроРок 2009 года, с которого на второй день людей выгонял ОМОН. Есть много красиво оформленных билетов, в основном, с заграничных мероприятий.
- Почему, по вашему мнению, широкий люд перестало интересовать приобретение и сохранение физического билета?
Рамон: У физических билетов есть ряд недостатков:
- За ними надо куда-то ехать
- Их надо не забыть (по причине того, что уже начал привыкать к электронным билетам так один раз пришлось возвращаться домой на пути к концерту, чуть не опоздал)
- Организатор должен их напечатать, а значит заложить в стоимость входа.
Как по мне, красивые цветные фирменные билеты с логотипом группы или оформленные как афиша — это то, что подогревает ожидание к концерту. Это твой пропуск в вечер твоей любимой музыки и всегда приятно, если он выглядит празднично, особенно круто, когда они пронумерованы. Это и для орга хорошо и для публики. Вот билет на Watain, кстати, которые скоро будут, мне по оформлению понравился.
Дело ещё в том, что у нас в театральных кассах и на Concert.ua, например, физический билет часто серый/жёлтый/белый листик со штрихкодом, правилами и названием концерта. Конечно, такое покупать не прикольно, лучше через интернет в телефон и айда.
Андрей: Дело скорее всего в банальном удобстве, так как не надо никуда ехать покупать) Сам периодически так делаю, так как с современным ритмом жизни далеко не всегда получается куда-то вырваться. Ну и плюс ко всему сейчас намного чаще, чем раньше, билет — это просто бумажка на стандартном бланке, без индивидуального дизайна, так что еще и не каждый билет хочется оставить, тем более хранить столько макулатуры не хватит никакой квартиры)
Касательно ленточек, ситуация похожая, так как стараюсь сохранить или с особенно памятных концертов или в случае какого-то крутого дизайна.
Впрочем, некоторые организаторы тоже до сих пор практикуют печатные билеты. Почему это делается и как рассказывает Владимир, организатор фестиваля Burn The Scene for Fun:
- Я знаю, что вы, как организатор фестиваля, продавали на него физические билеты. Есть ли смысл сейчас в физических билетах? Покупают ли их люди?
Владимир: Да, каждый год мы печатали какую-то часть билетов в бумажном виде. В городах, где их можно было купить (Житомир, Киев), бумажных билетов покупали довольно много. Наверное, люди таким образом хотят что-то оставить на память от встречи. Многим по просьбе выдавали бумажный билет вместе с браслетом на входе.
- Фиксировали ли вы случаи подделки или каких-либо других видом махинаций с билетами на ваши фесты?
Владимир: Нет, подделок или каких-то махинаций не было. Проблемы возникали только с обилечиванием на месте — находились персонажи без входных браслетов на территории - в основном, или очень пьяные люди или местные, которые "просто пришли в лес погулять" (ред.Burn The Scene for Fun проводился в лесу на открытой территории). Это, конечно, очень огорчало и демотивировало.
- Какие меры по предосторожности и контролю принимали вы?
Владимир: Если говорить о бумажных билетах, то контроль — это цветная детская печатка на обратной стороне билета)
- Почему, по вашему мнению, культура приобретения и коллекционирования билетов постепенно угасает?
Владимир: В цифровой век все аналоговое угасает) Но все равно будут оставаться люди, которым это нужно — также как кассеты и другие музыкальные носители.
Как видим, и для посетителей, и для организаторов, физические билеты — скорее символ, некая эстетика, ностальгия, а вот если вопрос заходит о практичности, то тут перевес однозначно в пользу электронных билетов.
Покупатели на стороне электронных билетов
Как и многие другие появившиеся за последние десятилетия сервисы - это способ оптимизации затрат на дистрибуцию. Билетный оператор, часто с развитой сетью касс по стране, сайтом с онлайн продажами и другими каналами распространения билетов, выступает посредником между посетителем мероприятия и его организатором. В Украине первые приложения для покупки билета через билетного оператора начали проявляться с 2010 года, а внедрение на государственном уровне произошло ближе к проведению Евро-2012.
На сегодняшний день рынок электронных и физических продаж ведущего игрока не имеет, но у каждого из них есть свои особенности и фишки, которые выгодно отличают их от друг-друга. Кто-то силен в техподдержке и ориентирован не только на музыкальные ивенты, беря под крыло театры и выставки (Kontramarka), кто-то ориентируется на большие мероприятия (Concert.ua / Karabas), у кого-то преимущество географическое, но в отдельно взятых регионах (Gastroli.ua). О каких-то конкретных цифрах и долях занимаемых операторами точно говорить нельзя, так как подобная информация недоступна в силу многих причин, а в прессе каждый пытается склонить чашу весов в свою сторону.
Зато известны кое-какие общие данные. Так, директор по маркетингу компании Karabas.com, Олег Любарец говорил, что порядка 70% проданных билетов по всей стране приходится на e-ticket (по состоянию на 2016 год). А Дмитрий Феликсов, основатель онлайн-сервиса покупки билетов Concert.ua и CEO VIRUS Music год назад утверждал, что 70% электронных билетов — уже пару лет как стабильная цифра. Также, за его информацией, по состоянию на конец сезона 2018 года концертный рынок только Киева превысил 1 миллиард гривен. Огромная сумма, не правда ли? Но суть в том, что после событий 2014 года и его последствий, произошел крупнейший спад и переориентирование рынка, так что данная сумма всего лишь приблизила рынок к уровню 2013 года.
Степан Додуляков | |
Главный специалист технической поддержки |
Подтверждает тенденцию роста ринка и билетный оператор Kontramarka.
Степан Додуляков: По опыту 2018-2019 годов, Украина становится все более привлекательной для звезд мирового уровня, и ежедневно увеличивается количество концертов отечественных артистов. Совсем скоро Украина будет иметь множество топовых концертов и событий каждого месяца. Соответственно и рынок, в том числе и билетных пордаж, будет расширяться.
Вместе с ростом рынка растут и потребности клиента, уровень и количество способов подделки билета, а соответсвенно - требования к сервису оператора и защите билета. C каждым днем, покупатель билета становится более избирательным, желает удобства и комфорта и, главное, безопасности. На сегодня мы в тройке лидеров билетных опертаторов, непрерывно совершенствуемся, воплощаем современные и прогрессивные меры по улучшению работы сервиса и несколькоуровневой защите билета. Но, к сожалению, не редки случаи, когда покупатели сами пренебрегают правилами безопасности и становятся жертвами мошенников либо же смекалистых фанов, котрорые готовы попасть на концерт любой ценой.
Селфи с билетом на все деньги
Repetitio est mater studiorum - Повторение — мать учения. Каким бы банальным этот раздел вам не казался, но обведенных вокруг пальца и обманутых людей только прибавляется. Вспомнить хотя бы историю с массовым обманом людей на концерте Imagine Dragons в Киеве, когда всем известные правила были попросту проигнорированы.
Самые действенные способы защиты — стары как мир:
- Любой билетный оператор, любой кассир, организатор или представитель организатора скажет вам в один голос — никогда не покупайте билеты с рук! Как бы сильно вы не хотели попасть на концерт исполнителя — брать с рук будет себе дороже.
Если организатор говорит, что основная партия закончилась, значит нигде больше достать вы их не сможете. Пока не объявлен солд-аут (что встречается не очень часто), есть большая вероятность, что в продажу поступит, как минимум, еще одна партия, правда цена будет значительно выше от стартовой. - Если вы все же стали счастливым обладателем билета и хотите поделиться радостью в соцсетях — делайте фото тикета так, чтобы не было видно его штрих-код, ну или замажьте/обрежьте его. Поверьте, умельцы если захотят, сделают потом так, что по купленному вами билету пройдете не вы.
- Чаще всего, большой привоз сопровождается продажей билетов только при помощи одного оператора. Очень редко можно встретить, что на стадионный концерт возможно приобретение через нескольких представителей.
В такую ловушку попалась не одна сотня людей, желавших купить билеты на Киевский концерт Imagine Dragons, через сервис e-ticket.in.ua, который и выглядел красиво, и на сайте ссылки все имел, но по факту был просто огроменным мыльным пузырем, на который купились люди в слепом желании, попасть на концерт любимого артиста. - Если ваше мероприятие не столь большое, оператор неизвестный или малоизвестный, то не поленитесь, найдите встречу в соцсетях, почитайте там комментарии, позвоните организатору. Такие манипуляции со временем, как показывает практика, помогут сохранить в вашем кошельке не одну сотню, возможно, даже и тысячу гривен.
Интересно, как ваши билеты подделывают? При входе на мероприятие штрихкод сканируют, система контроля входа проверяет валидность номера и первое ли это сканирование билета. После первого сканирования все последующие сканирования номера возможность пройти на событие не дают.
Степан Додуляков: билетные операторы, осуществляющие продажу билетов на любое событие, обязательно соблюдают правила и нормы защиты прав потребителей. Особенно — защиты своего продукта (то есть — билета). Специальные программные обеспечения, создающие билет, автоматически генерируют уникальный и единственный для каждого билета штрих-код. Именно считывание этого штрих-кода и является доказательством достоверности билета. Именно поэтому, билетные операторы акцентируют на запрете копирования или передачи третьим лицам билета. Каждый штрих-код используется только один раз и после сканирования теряет свою силу, фактически прекращает существование.
Для устранения любых спорных вопросов по достоверности билета, операторы просят владельца электронного билета иметь при себе любое удостоверение личности ради идентификации предъявителя и покупателя билета. В случае возникновения каких-либо проблем, таких как невозможность прочитать идентификатор (штрих-код), физического повреждение этого электронного билета или в других случаях, необходимо обратиться в специальный пункт обмена или в кассу.
Больше всего шансов приобрести билет и не попасть на событие у тех, кто покупает эти билеты не у официальных представителей и их касс, а в перекупщиков и других физических лиц, которые не могут подтвердить подлинность этого билета.Поэтому, чтобы получить свой билет к впечатлениям — покупайте на официальных сайтах или в официальных кассах!
Инновационные технологии
По поводу перспектив развития, несомненно данная сфера не стоит на месте, но ваше внимание стоит сконцентрировать на двух новинках, которые только в обозримом будущем будут внедрены на рынок:
Британский быстро набирающий обороты стартап Songkick с их сервисом Detour, с помощью которого фанаты могут сами пригласить выступить артиста в своем городе.
Каким боком это касается темы статьи? Все по порядку. Грубо говоря — это форма коллективного финансирования, вы вводите данные своей карты и указываете цену, которую готовы заплатить за артиста, в случае проведения его концерта в вашем городе. Если артиста устраивает — он приезжает.
Соответственно, билет вы покупаете заранее, информация хранится у самого приложения и доступ к нему есть только у пользователя прошедшего регистрацию личности и своей платежной карты.
Из самых известных артистов воспользовавшихся услугами сервиса можно выделить команду певицы Адель. По их словам, сервис помог продать билеты "истинным" фанатам по заметно меньшей цене, тем самым сэкономив им практически £4,2 млн.
А вот билетный оператор и один из крупнейших в США организаторов мероприятий Ticketmaster, огласил о быстром внедрении системы распознавания лиц, вместо билетов, как традиционной системы пропуска.
"Мы продолжаем инвестировать в новые технологии для дальнейшего отделения Ticketmaster от других компаний в сфере продажи билетов. Примечательно, что сегодня мы объявляем о начале нашего партнерства и инвестировании в Blink Identity, которая владеет новейшей технологией распознавания лиц, которая соединяет ваш цифровой билет с фотографией", - заявили в Ticketmaster.
Система будет работать в онлайн режиме, для распознавания даже не нужно смотреть в камеру. Получение и сопоставление данных с базой — примерно 0,5 секунды, то есть в минуту можно будет обработать и пропустить порядка 120 человек. Также система может найти одного человека среди 50-тысячной толпы, сопоставив его лицо с имеющимися в базе данных фотографиями менее, чем за секунду.
В Украине достаточно мощная IT-отрасль, поэтому ожидать появления чего-то подобного со временем можно и у нас.
Диджитал необратим?
Исходя из вышеперечисленного, понемногу открывается полная картина, почему же рынок все больше и больше отдает предпочтение покупке электронных билетов, вместо физических. Если коротко — они удобны всем, и посетителям, и организаторам. Вам не нужно никуда ходить, чтоб купить билет, распечатывать его или бояться их потерять. Можно сохранить файл в телефоне или банально сделать скрин-шот, что позволит вам спокойно пройти на мероприятие. Да и работа с такими билетами происходит очень быстро, что (при условии наличия нормального интернета) позволяет минимизировать или вовсе искоренить очереди на входе.
В то же время есть и некая негативная тенденция — удобство убивает эстетику, все меньше организаторов делают красивые и интересные билеты, которые хочется сохранить на память. Да и люди массово к этому не стремятся. Но технические возможности для подобной практики остаются, как и энтузиасты, готовые их использовать. А с таким количеством концертов, как, например, сейчас в Киеве, уникальный билет — хороший способ выделиться на фоне конкурентов, а потому рассчитывать на полную смерть физического билета пока рано.
Точно можно сказать то, что формфактор билета не сильно влияет на его безопасность, так как чаще всего причиной покупки подделки или копирования оригинального кода билета является излишняя безпечность его владельца. Берегите свои впечатления ;)
Материал создан при поддержке Kontamarka.ua