10 значимых групп в украинском скримо
Наверное, скримо - единственный жанр в стране, который имеет единицы долгоживущих команд и десятки тех, которые загорелись на пару лет и исчезли так же внезапно, как и появились, оставив, в лучшем случае, наследство в виде плохо записанных дэмо, мини-альбомов и до жути ламповых по атмосфере лайвов.
Зародившись в начале 90-х в США, скримо распространилось по всему миру, но особенно тепло было принято во Франции, Германии и Японии. Без желания быть услышанным широкой аудиторией, жанр так и остался в андеграунде. В качестве наследия мы получили несколько ''школ'' и подтипов с видными представителями и часы материала, что разрывает сердца. Скримо говорит о сокровенном и личном, но на языке, который для масс недоступен, наверное, оттого в нем есть что-то обворожительное и постоянно манящее, то, что заставляет возвращаться к нему снова и снова.
Впервые о скримо Украина услышала во второй половине 00-х, практически спустя 15 лет, как жанр зародился и обрёл свои фирменные черты. Групп, что играли/играют его в классическом понимании можно пересчитать на пальцах двух рук, несколько даже останутся свободными. Но несмотря на свою стилистическую однообразность, всё же находились примеры, которые даже в пределах жанра кардинально отличались друг от друга.
Это не топ в понимании ''хуже-лучше'', это подборка артистов, которые, не зная того, сделали настоящую историю. Историю узконаправленного жанра для двадцати человек, которые срывают связки в подвале. Историю, которая никогда не попадёт в учебники по музыковедению. Историю, которая претерпевает изменения прямо сейчас.
Я разобью всё на три периода: становление, расцвет и настоящее
Становление (2005-2009)
Сразу удар ниже пояса - начало будет не с Swallow! Swallow! Splinter!, как ожидалось, о них немногим позже. Точно сказать, кто начал играть скримо первым - невозможно, так как группы этого периода появились практически в одно время, с разницей в месяцы, если не дни. Их заслуга в том, что они принесли этот жанр в страну, переняли стилистику и способы игры и попытались создать нечто похожее. Это основа, корни.
В эту категорию можно отнести:
- False Effect, Киев
- Scream Into Nowhere, Киев
- zebra?contract!, Киев
- Swallow! Swallow! Splinter!, Киев
- Gumilinski, Киев
- Oh, Deer!, Житомир
- Elephant Opinions, Тернополь
В то же время будет неправильным говорить, что все они звучали одинаково. False Effect, к примеру, делали упор на то, что принято называть эмо-2007, но при этом не теряя звука корней.
Scream Into Nowhere в своих работах постоянно варьировались между эмоциональным хардкором и классическим скримо. Основной чертой, которая выделяла их среди других групп, было наличие клавишных для придания атмосферы в отдельных композициях. Общая мелодичность работ крайне сильно напоминала звуком то, что сейчас принято называть Японской школой.
Swallow! Swallow! Splinter! были и останутся самой знаковой группой жанра как Украины, так и СНГ. Их demo 2007 года выпуска является классикой и частенько классифицируется как emoviolence/real screamo. Группа дала несколько шоу, которые отличались крайней энергичностью и хаотичностью. Были настолько экстравагантны, что, по слухам, поссорились во время концерта до такой степени, что решили распустить группу.
Gumilinski хоть и появились под конец первого периода, но их работы оказали не меньшее влияние на жанр, нежели S!S!S!. Это были выходцы из команды zebra?contract!, которые играли скримо вперемешку с emoviolence, но добавляли среднетемповые и даже медленные проигрыши. Так же, как и Scream Into Nowhere использовали клавишные.
Заслуга Oh, Deer! перед сценой в трех вещах: лирика, вокал, музыка. Они первыми стали использовать текста на родном украинском языке, который до конца существования группы оставался крайне литературным, переполненным образами и символичностью.
вулиці ці затісні ширшими стануть,
кожен маленький провулок переросте у майдан.
не називай мене краплею в океані,
я сам - океан.
"Віджиланте", альбом ''Сім Сестер'', 2015
Манера исполнения вокалиста группы, Юрия Бондарчука - пример для всех тех, кто решится играть скримо в 2018 году. Это воистину надрывные крики несущие всю глубину и боль декламируемых стихов. Музыка - сдвиг в сторону крайней мелодичности, которая резко обрывается и вываливается на слушателя через секунду стеной плотного саунда. То, как должно звучать скримо и пост-рок одновременно.
Elephant Opinions, прежде всего, это самая старая из ныне существующих групп с (в последнее время) не особо активной концертной и студийной деятельностью. Они одна из тех команд на всей отечественной панк сцене, которые с определённой периодичностью выезжают в продолжительные евротуры. Отличительная черта творчества - к последнему, на данный момент, альбому 2014 года выпуска "Awakening Will Be A Journey", выработанный свой собственный стиль, который именуется dark screamo - смесь классического скримо с dark hardcore.
Наиболее влиятельные группы периода: Oh, Deer!, Swallow! Swallow! Splinter!, Scream into Nowhere и Elephant Opinions.
Расцвет (2009-2014)
В этот промежуток появилось большое количество групп, благодаря которым андерграунд, в его широком понимании, прознал о жанре. Группы настолько быстро собирались, насколько и распадались, оставив после себя несколько релизов. Большая часть команд вдохновлялись русской поэзией серебряного века, часто наложив собственную музыку поверх наиболее известных стихов того времени.
Музыкально же, этот период характеризовался старанием немного отдалиться от того, что было в предыдущий период и желанием делать акцент на мелодию, вместо агрессии. Предпочтение отдавалось эмо, нежели хардкору. Лирика максимально была приближенной к личностным переживаниям и тревогам.
Представители:
- Dollores, Винница
- Date Rape, Киев (к жанру никогда не причисляли себя и на афишах указывали emo/punk)
- Irae, Киев
- La Belle Verte, Каменец-Подольский (screamo/melodic hardcore)
- Marejada, Киев
- Mádu, Харьков
- Mariesena, Одесса
- Alphabet Cities, Киев
- MA'AT, Севастополь
- moa!, Киев
- Esokhôra, Харьков
- Салют!, Киев
- фейерверки ранят небо, Калуш
- Oppenheimer Limit, Киев
Если S!S!S! считаются непревзойденными классиками скримо т.н. ''первой волны'', то Date Rape заслуженно являются ярчайшими и популярнейшими во второй. Пережив не одну смену состава и пропустив через себя порядка 15 человек, они смогли плотно закрепится на панк-сцене и в умах слушателей, благодаря повышенной мелодичности, переплетенной с облегченным звучанием скримо, более напоминающим эмо-панк, и лирикой, разговор о которой стоит вести отдельно.
Понимаю хрупкость запястья
Я помят, небрит и молод
Как машина попала в несчастье
Раздавив работника ворот
Рассыпаюсь скукой на части
Посреди асфальтных полос
Я в голос, усну от напасти:
Забываю закрепить трос
Тихо спрячут, сожмут
Спугнут и сомлеют
От ребячеств.
Я сыт тобою.
Мать по-прежнему плачет
Ведь сын сроднился с зимою.
"Небрит и молод", альбом ''Разрывает Сердца'', октябрь 2013
Переполненные метафор, сравнений и отсылок к классике русской литературы, в совокупности с музыкальными особенностями описанными выше, песни группы в результате стали тем продуктом, равных которому не было. Впоследствии, некоторые музыканты, стали частью/создали проекты: Light Matters, Салют!, Alinda.
Общая панк-сцена, в свою очередь, разделяется также на несколько сцен, имена которой даются в зависимости от места дислокации той или иной команды. Большинство групп, которые мелькали выше и будут появляться после этого предложения, родом из Киева, но есть и те, которые оказали влияние на жанр находясь почти на полтысячи километров южнее.
Одесса не только не уступала, но в некоторых моментах смогла и переплюнуть своих столичных коллег. Основная заслуга в этом на данном этапе одной команды - Mariesena. Образовавшись в 2012, к 2014 группа канула в Лету с небольшим реюнионом в 2017. На их счету четыре студийных работы: два LP, один сплит и участие на международном трибьюте посвященному легендарным Orchid. Скримо, граничащее с emoviolence, которое слишком резко перетекало в spoken word, по звучанию напоминающее либо пост-блэк, либо некоторых участников Les Légions Noires. Вся лирика на английском. После распада некоторые участники стали частью следующих команд: Janpalach, Yotsuya Kaidan и Cold Lips.
Наряду с Oh, Deer!, в период расцвета, существовала команда, которая в творчестве также обращалась к классикам украинской поэзии. Такими были la belle verte. Почему-то о них редко вспоминают, если поднимается данная тема, a зря. Они, по-своему, являются своеобразным перевалочным пунктом между двумя периодами: расцвета и настоящего. Их музыка крайне далеко отошла от классического понимания скримо, тем не менее не выходя (почти) за рамки жанров, что его породили: пост-хардкор, эмо и панк. Вдобавок, от трека к треку проявляются нотки пост-метала и пост-рока. Ближайший пример по звуку из мировой сцены - The World is a Beautiful Place & I am No Longer Afraid to Die.
Распавшись, первопроходцы Scream Into Nowhere образовали новую группу - Marejada, которая от предшественника, судя по первому демо, особо ничем не отличалась. Дальнейшая работа, состоящая из трёх треков, показывала куда более глубокую работу - классические хардкоровые вставки, доминирование emoviolence над скримо и режущие ухо диссонанс-гитары.
Отдельного внимания заслуживают команды: Dollores (первые, кто использовал женский вокал в качестве ведущего); Салют! (продолжающие идти по протоптанной дорожке Date Rape с облегченным звучанием).
Наиболее влиятельные группы периода: Date Rape, La Belle Verte, Mariesena, Marejada
Закат жанра в его классическом понимании. Те, кто создавал - окончательно распались. Те, кто поднимал - быстренько проекты оставили и начали делать музыку крайне отдаленную от того, что играли ранее. Групп появляется гораздо меньше, но они есть. Из участников второго периода образуются новые коллективы, которые создают музыку непохожую на ту, что звучала несколько лет назад. Наблюдается общих отход, от т.н.''стандартов'' и музыка претерпевает значительные изменения - активно внедряются элементы пост-блэка, пост-метала, пост-рока, альтернативы/инди-рока 90-х и твинкл эмо.
Представители:
- Yotsuya Kaidan, Одесса
- Light Matters, Киев/Варшава (акустика/скримо/эмо)
- Shosanna, Запорожье
- the worst is yet to come, Сумы/Ивано-Франковск
- René Maheu, Хмельницкий
- Janpalach, Одесса
- unholydays, Харьков
- качели не стареют, Запорожье
- Good Mourning!, Киев
- new begining, Ивано-Франковск (эмоциональный хардкор)
Yotsuya Kaidan на данный момент есть теми, кто ведёт жанр за собой не только на территории Украины, но и на русскоязычной части Европы. Образовавшись из распавшихся Mariesena, за два года они записали восемь студийных работ, из которых последние две являются прорывными и самыми экспериментальными. От emoviolence с элементами spoken word в мини-альбоме "Tired Of Tomorrow's You" они пришли к своему собственному стилю, который крайне сложно охарактеризовать одним словом. Единственной красной нитью пронизывающей все творчество, является очень эмоционально-сильная лирика главного героя, рассказывающая о любовных утратах и приобретениях:
Квартал, блок, район...
Опустошил очередной баллон
Я пишу тебе, ведь вряд ли ты
Станешь слушать меня
Но только прочти
Написанные слова
Прошу, прочти меня!
"Ар Брют", альбом ''Крошка-комета'', май 2018
Закрывающими этот список я поставлю харьковских unholydays, которые попытались максимально отдалиться от жанра, насколько это позволяют его рамки, чтобы добавить в него новизны и свежести, для разнообразия. Их крайний релиз ''постаменты'' переполнен минорным настроением, апокалиптической атмосферой, тягучим пост-металом и даже неаккуратно сыгранным пост-блэком.
Отдельно стоит выделить: качели не стареют (за максимально возможное добавление пост-блэка); Good Mourning! (за продолжение традиций периода расцвета и использование трех голосов, в том числе женского); Janpalach (за концептуальность, мелодичность и совместную работу с Amanda Woodward).
Наиболее влиятельные группы периода: unholydays и Yotsuya Kaidan
Эпилог
Пик активности жанра пришелся на период 2009-2014 гг. когда количество групп, играющих в данной стилистике, было максимальним. Несмотря на временами низкое качество работ, практически каждая группа оставила после себя хоть какой-то, но след, хотя бы в виде сыро записанной демки.
На данный момент, жанр немного убавил в активности, но заметно прибавил в качестве и проработанности материала, как и появился его экспорт за границу, что является несомненно огромнейшим плюсом. Появились команды, отдельные композиции которых вполне могут понравиться обычному обывателю, что в перспективе может означать некое возвращение интереса публики к скримо.
Собирая все вышеперечисленное список групп, наиболее повлиявших на развитие скримо в Украине, будет выглядеть следующим образом:
- Swallow! Swallow! Splinter!
- Scream into Nowhere
- Elephant Opinions
- Oh, Deer!
- Date Rape
- La Belle Verte
- Mariesena
- Marejada
- Yotsuya Kaidan
- unholydays
Напомним, этa статья - часть серии материалов о развитии различных андеграундных музыкальных жанров в Украине. Раннее в серии:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/10-znakovih-gurtiv
Обложка - Anastasia Inri