Новые лица украинского хардкора

Первая пятилетка после ошеломляющего и отрезвляющего события для всего украинского простора минула. За пять лет все, что связано с нашей повседневной жизнью претерпело изменений, кардинальных и не очень, болезненных и приятных. Метаморфозы произошли со всем, даже невольно. Коснулись они и украинской хардкор-сцены. 

Мне не ведомо ничего о зарождении стиля в Украине, не застал сознательно также те времена, когда андеграунд восторженно отзывался о Sike и Leviathan, зато на моих глазах свои новые работы выпустили Bluesbreaker, Tank-2000, KAT, ПхШх, Behind the Flag, Death Pill и многие другие. Пусть остросоциальных вбросов в их музыке не так уж и много, но и цель материала — показать вам лишний раз свежих исполнителей, на которых стоит обратить внимание.

Так уж повелось, что отечественная панк-сцена, вернее ее хардкор сегмент, разделена на три большие группы: 044hardcore (Киев), Kharkiv Hardcore и OCHC (Одесса). Говорить о том, что это три школы делающие совершенно разную музыку нельзя, все так или иначе связано друг с другом: где-то проскальзывают общие мотивы, где-то посыл, где-то грани стираются вовсе. От того, единственное существенное различие — территориальное, на коем базируется материал. Но в рамках статьи, помимо основных сцен, мы затронем и другие, на которых происходят не менее важные вещи.

Киев

Киевская сцена за эти пять лет разродилась наибольшим количеством групп и самым разносторонним, от того и начнем с нее.

ПхШх / Пьяная Шваль (hardcore punk) 

Молодость не всегда означает попытку влиться в тренды и следовать за ними. Иногда молодость — желание сделать так, как те чуваки, что неоднократно играли у тебя в наушниках и на чьем мерче ты постоянно гоняешь. Пьяная Шваль подпили, включили Crass будучи в футболках Minor Threat, и сделали альбом "ПхШх" (2018), который кроме как похвал не вызывает ничего. Грязно, сыро, шумно и порою даже атонально.

Death Pill (hardcore punk/crossover thrash/riot grrrl)

Riot Grrrl трио пока в наличии имеет только мини-альбом "Miss Revolt" (2018), но зато сколько отыгранных шоу! За столь непродолжительное время существования (с мая 2017-го) они успели отыграть от Чернигова до Одессы, от Харькова до Ужгорода, а также засветиться на последнем BTSFF и Back To Youth.

Juggernaut (heavy hardcore)

Отличный саундтрек для демонстрации мош-скиллов. Недавно вышедший альбомом "KVLT OV ETERNAL VVAR" (2019) показал увлечение команды агрессивными треш-командами, прародителями дэта. Не особо часто выступают, так что если видите их на афише — не упустите возможность попасть на шоу.

Wendeavor (modern melodic hardcore) 

Украинская сцена в принципе бедна на мелодический хардкор, единственная более или менее активная группа (не считая Wendeavor) — Orpha. Ценность Wendeavor в том, что они продолжают идти по протоптанной дорожке Being as an Ocean и британской сцены поджанра, делая упор на эмоциональность и почти что пост-роковые переборы.

Выпустив неплохую ипишку "Light Me" (2017), команда пропала с радаров ввиду внутренних разногласий, но недавно релизнула новый сингл и начала выступать, так что можно считать, что вернулась к активной деятельности. 

TANK-2000 (hardcore punk/044 hardcore) 

Самая молодая кровь 044, не считая шугейзеров Almaz. Не часто радуют своими живыми выступлениями, которые также рекомендую посещать как можно чаще. Выпустили очень и очень неплохой релиз "Positive Rage" (2018) с одноименным запоминающимся треком.

МОЧА (crust/d-beat/hardcore punk)

Знаете шуточки про краст? Может, помните легендарное фото, где вокалист банды вещает из мусорного бака? Вот МОЧА сделают с вашим представлением о лайв-шоу точно такие же вещи. Зацените их мини-альбом "Ухода-19" (2019) и старайтесь попасть хоть на одно шоу.

Также, говоря о Киеве, будет не лишним упомянуть творчество Resolventa, которые выдали превосходный альбом "Окаянные дни" (2018), быстро распавшихся WIMP c чудесным LP "The Black Music" (2016) и долгострой "12:19" (2019) от Noise Bomb.

Такой всплеск активности согласился прокомментировать Артем Марченко, участник Strike Each Other и Juggernaut.

"На самом деле сейчас все примерно так же, как и было до 14-го года. По крайней мере я не замечаю особой разницы. Концерты проходят примерно с такой же периодичностью, как и пять лет назад, организовывают их все те же ребята. Само собой публика за это время немного изменилась, старые ребята стали реже приходить на канцы (далеко не все, конечно), а на смену им подтянулись ребята, которые посещают концерты относительно с недавнего времени, и это не может не радовать. С 14-го года заметно, как все группы, которые играют по сей день, заметно выросли. Очень приятно наблюдать как люди взрослеют и вместе с ними взрослеют их коллективы. О группах, которые по каким либо причинам приостановили свою деятельность, могу сказать только одно - мы еще увидимся со всеми этими ребятами, и, скорее всего, это будут совершенно новые группы и совершенно новая музыка

Само собой я очень радуюсь тому, что группы начинают появляться по всей стране. Думаю, что в дальнейшем ситуация будет только улучшаться, будет больше новых, качественных команд и, конечно же, было бы неплохо, чтобы увеличивалась посещаемость. Ведь это может нехило помочь в организации будущих концертов и привозов хороших групп с зарубежья. В общем у нас есть все для того, чтобы сцена становилась сильнее, нужно только приложить немного усилий." 

Одесса

Относительно Одессы, то здесь большая часть появившихся команд так или иначе сконцентрирована возле фигуры Дениса Лэфта, те же Concrete Control, Sundown, Flame, Ragtag, Castalarial.

Сам Денис особых изменений в украинской хардкор-сцене за последние 5 лет не заметил, но считает, что ситуация сейчас довольно позитивная. 

 Проводя параллели и сравнивая сцену до 2014 года и после, можешь ли ты сказать, что она как-то изменилась? 

— Не вижу каких-то конкретных изменений. Появилось чуть больше разного рода новых групп, и это, скорее всего, единственное, что я для себя могу отметить. Особой остроты в панке, связанной с теперешней обстановкой в стране, я не заметил... хотя, возможно, это будет позже.

 За последние пять лет кое-какие результаты и даже успехи можно наблюдать не только в сформировавшихся сценах (Киев, Одесса, Харьков), но и в других регионах. Какие твои прогнозы на будущее? 

— Мне всегда казалось, что все это циклично. Сейчас, похоже, тот момент, когда колесо делает свой оборот в пользу своего рода прироста интереса к хардкору и панку. На концертах во многих городах появляются и даже остаются новые люди, появляются какие-то группы, собственно, концерты начинают делать какие-то отдельные, "свежие" люди, какие-то мини-фесты проводятся то там, то тут. Думаю, все немного раскачается в обозримом будущем.

Мы затронем две команды из этого региона: самую подающую надежды из всех, что создал за этот период Денис, и ту, которая обошлась без него, хотя вынуждена была прибегнуть к помощи музыкантов из столицы. 

Flame (hardcore punk/skate punk)

Проект Дениса Лэфта из многочисленной плеяды. Почему именно он? Потому что лирика мини-альбома "Цепляться за жизнь" (2018) очень зубастая и отчетливо видимое влияние калифорнийской сцены Оранж Каунти 90-х.

The Night (horror punk/hardcore punk)

Ещё одна команда, аналогов в звучании которой на территории Украины нет. По крайней мере из качественных и не стыдных. Создана силами участников Leviathan, Power Play и Kingpin и имеет в дискографии один мини-альбом "War With The World(2018). 

В целом, с окончательной остановкой деятельности фестивалей Маяк и Cobra, а также перерывом в творчестве Kingpin, одесская сцена, кажется, несколько утратила свои позиции. Хотя Денис Лэфт собственными силами и другие музыканты продолжают выдавать хорошую музыку в немалых количествах, относительно разнообразия Киева и количества тамошних ивентов, Одесса на данный момент немного уступает.

Харьков

Пускай Харьков не радовал большим количеством новых команд, зато с 2017 года город собирает раз в году у себя самые сливки общества на Kharkiv Hardcore Fest. В первый раз там засветились семь отечественных команд, во второй год фестиваль разросся до трех дней, в этом же — до пяти и, кажется, на этом организаторы останавливаться не собираюсь, справедливо нарекая себя самым большим действующим хардкор-фестивалем страны.

Неплохо ситуация обстояла также с релизами. Так, в 2017 году Knifeman выдали сильнейший альбом "ÖZMEIN"; того же года КАТ презентовали "Гернику". Но, называть эти команды новичками будет не совсем уместно. К более новым стоит отнести однорелизный проект Transgender с альбомом "667" (2017), и только-только выпустивших первый мини-альбом - tvar.

В рамках статьи, сконцентрируемся на команде Behind the Flag.

Behind the Flag (hardcore punk)

Харьковская сцена славится тем, что ее представители редко когда могут устоять в рамках жанра, все время пытаясь зацепить куски из других. Как пример из "старичков" — КАТ. Из молодых — Behind the Flag. Их дебютник "Empty Eyes" (2018) показывает сильное увлечение Gallows с … не поверите — южным звуком!

Чтобы ничего не пропустить, мы попросили Кирилла Бренера (КАТ) прокомментировать, как сейчас выглядит харьковская хардкор-сцена:

"Во-первых хотел бы оговориться заранее, что каким-то хардкор экспертом себя не считаю и не так уж сильно я в сцену вовлечён, прямо скажем. В моём случае это скорее взгляд со стороны.

Не думаю, что особо что-то поменялось, всё так же есть сильные киевские и одесские сцены, а также отдельные группы из других городов. Ну, может, кое-где движ стал посерьезнее, например, в Хмельницком, там ребята неплохие концерты мутят.

Если брать харьковские группы, то вообще ничего не могу сказать. По-моему, у нас вообще новых групп никаких нет. Если в целом, то из условно недавно появившихся я бы выделил Death Pill, и вот мне сильно уважаемые люди хвалили Mauser, хотя я концерт их, к сожалению, пропустил, ну и там ребята опытные играют. 

Панк\хардкор сцена это такая законсервированная вещь в себе, которая вряд ли может как-то глобально разрастись, но в то же время и зачахнуть совсем тоже не может. Я не думаю что нас ждёт какая-то массовость, но новые группы будут. А старые будут распадаться. Всё будет идти, как и должно".

Регионы

После предыдущей статье о хардкоре нас критиковали, мол мы пишем только про определенные регионы. Вот еще шесть команд, которые не так давно появились, но представляют разные города и области.

Начнем с наибольшего эксклюзива. Нового хардкора во Львове не было очень давно, хотя тематические ивенты там проводятся время от времени. Так что появление Mauser было неожиданным, но крайне приятным.

Mauser (Львов, hardcore punk/crossover thrash)

Только-только родившаяся группа, релиз у которой был 28 марта сего года. Успели отыграть на пре-пати к Kharkiv Hardcore Fest’19. Выпускающие Hypodermic Records говорят, что команда обязательно понравится любителям Leeway.

Не покидая пределов Западной Украины, упомянем про еще одно неожиданное появление — Wheelz of steel. Хотя в Ужгороде продолжает деятельность The Symbioz, в Виноградове — In Movement, нового хардкора в регионе давненько не появлялось.

Wheelz of steel (Мукачево, metallic hardcore/hardcore 90-х/alternative)

Новейшая из самых новых групп, созданная участниками недавно вернувшихся к активности Waytaker. Вдохновение черпают в Life of agony, Only living witness и Merauder, но на выходе получается какая-то дикая смесь хардкорного саунда и прото-дум вокала.

Пальму первенства в Чернигове долгие годы держат Dan Stark и ветераны Remorse. С 2010 года функционирует Destroy my Hope, немногим позже образовались Dogs Have No Hell и недавно собрались, Abusive Fisherman. Мы остановимся на творчестве команды Bad Act.

Bad Act (Чернигов, sXe hardcore)

Много ли знаете в открытую заявляющих о sxe направленности команд в нашей панк сцене сейчас? Вот и я не много. С другой стороны — сердечко особенно радуется, когда появляется молодая кровь, готовая напомнить о том, что когда-то sxe и хардкор были крайне близки, почти неразлучны. Имеют в запасе мини-альбом 2017 года и демо 2016-го. Выступают на выездах не особо часто.

Об отдельной житомирской хардкор-сцене говорить сейчас не получится, но Suffer, как заметное явление последних лет стоит вспомнить.  Отдельно стоит отметить фестивальную традицию области, где на смену DIY-ному Burn the Scene for Fun пришел YOLO Fest с ярким акцентом на эко-тематике и хардкор-группах.

Suffer (Житомир, hardcore punk)

Очень, очень и очень сильное влияние на команду оставили Agnostic Front, в чем можно убедиться на их единственном полноформате "Think About It" (2018). К сожалению, группа распалась так и не заявив толково о себе, сыграв несколько шоу и канув в лету. Oднако весной этого года Suffer объявили, что возвращаются к творчеству.

А вот Кривой Рог в промежутке 2015-2016 годов вполне мог похвалиться целой сценой, но данное действие не продолжалось долго. Весной 2016 года Hellcome ушли в бессрочный отпуск; ноябрь того же года, ознаменовался концом деятельность Под натиском; немногим позже аналогичная участь постигла и Doggery. По последней информации, в 2018 криворожская сцена продолжила свое развитие, но не столь резвое.

Doggery (Кривой Рог/Никополь, hardcore punk)

Злой хардкор-панк с крайне нигилистической лирикой. Несмотря на краткий период существования, их демо 2016 года можно причислять к сильнейшим релизам того времени.

Напоследок, расскажем о представителе приблизительно тех же краев — Злидень. На данный момент нам мало что известно о хардкор-сцене Днепра, если не брать во внимание группу Plevøk, но обусловлено это, скорее всего, тем, что ее попросту нет. Исходя из этого, появление коллектива стоит считать крайне ценным.

Злидень (Днепр/Никополь, dark hardcore/metal) 

Одна из немногих активных студийно и относительно часто выступающих групп дарк хардкор направленности. Недавно выпустили альбом "Сильного З´їдять" (2019), который определенно стоит прослушать всем. На нем, в отличие от предыдущего релиза, команда достаточно сильно метализировалась, примешав к своей музыке солидную порцию блэк метала.

Эпилог

Жива ли сцена? Конечно! За последние 5 лет появилось множество групп, заслуживающих вашего внимания, даже в рамках одного жанра. Несомненно, большая часть команд представлена из Киева, так как это столица, туда стекаются все умы. Одесса обрела свой фирменный почерк и судя по новым группам не собирается его шибко изменять. Харьков, к сожалению, больше выезжает за счет команд уже набивших себе имя. О локальных сценах многого не сказать, но позитивные сдвиги есть. То тут, то там появляется команда, которой нужно дать фору. 

Единственным минусом, о чем уже не раз говорилось в СМИ и соцсетях, можно считать слабую реакцию сцены на те события, от которых мы собственно и ведем отсчет изменений. Коль рефлексия на тему Майдана и войны и была, то не повсеместная и не повальная, хотя сама идея андеграунда, вроде, и способствует этому. Но возможно, как выше сказал Денис, это будет позже.

Обложка — Анастасия Inri 

Neformat.com.ua ©