The Black Angels - Phosphene Dream (2010)
Диалектика и здравый смысл учат нас, что нельзя создать нового, не позаимствовав чего-нибудь из опыта предшественников. Метафорически - невозможно перейти километровую пропасть без моста или, хотя бы, веревки, протянутой между ее краями.
Психоделические рокеры The Black Angels наверняка знают как о диалектике, так и о здравом смысле, а потому не противятся неизбежности и свободно пользуются достижениями давних времен: манера вокалиста отсылает к Мориссону и The Doors, звук черпает вдохновение в гаражном роке 60-х, а общий музыкальный настрой нет-нет да напомнит о The Velvet Underground, Хо Ши Мине, студенческих восстаниях в Кенте, и об опьяненном свободой и наркотиками Вудстоке. Однако, если у группешек, репетирующих на местных ДК, такой могучий диапазон влияний и интересов задушил бы любую случайно мелькнувшую творческую нотку, то у The Black Angels это лишь источник вдохновения, своеобразное подспорье в их собственных поисках.
Непосредственное же детище техасцев - неспешный, угрюмый и задумчивый психоделический рок с выпуклым ритмическим рисунком и отстраненными гитарными пассажами. В заслугах у группы числятся два альбома, которых роднит между собой не только использование схожих музыкальных средств, но и присущая обоим концептуальность. Первый – посвящение техасской пустыне, Вьетнамской войне и социально-политической обстановке США 60-х годов; второй – сыгранный на электрогитарах шаманский обряд индейских племен Северной Америки.
Вышедший в прошлом году “Phosphene Dream” - это отход коллектива от традиции, заданной предыдущими пластинками. Отчужденность и самокопание исчезли; нынешнее настроение TBA светлое, беспечальное и солнечное. Песни стали гораздо быстрее, треки дольше пяти минут исчезли из репертуара, а в списке инструментов появился игривый ретро-орган. Но больше всего остального бросается в глаза отсутствие общей, объединяющей альбом идеи: теперь каждый трек – это отдельный кусочек с собственным цветом и формой.
Спектр влияний расширился, есть там место и современникам: в “Sunday Afternoon” и “Yellow Elevator #2” явственно слышатся беззаботные Darker My Love, а звук “Entrance Song” и “Phosphene Dream” неожиданно заставляет вспомнить о Kasabian разлива 2006 года. Спорадически в некоторых музыкальных решениях проскакивает былой сюрреализм и месмеризм, но выглядит он неким инверсионным следом, оставшимся от предыдущих достижений коллектива. Забавно, но изменив подход и настроение, музыкально группа практически не эволюционировала: нетронутым остался ритмический рисунок, само его построение; гитара с вокалом, как и на предыдущих альбомах, остаются эдакими «серыми кардиналами» - звуковое пространство не оккупируют, но поводья с уздой держат крепко. Однако сами песни нельзя назвать посредственными или сделанными наспех: в них есть и энергия, и сила, они не лишены приятности и мелодичности, а некоторые вполне могут претендовать на своеобразную «хитовость», что, в общем-то, подтверждается попаданием альбома в 50-ку Billboard Top 200.
Произошедшие с группой изменения трудно оценить однозначно. С одной стороны, виден поиск выхода за рамки сложившейся музыкальной формулы; с другой – при таком раскладе неизбежно теряется завоеванный потом и кровью творческий облик. Так что единственным, что сможет прояснить сложившуюся ситуацию, будет новый альбом, где станет очевидным, к чему же действительно лежит душа The Black Angels.
01. Bad Vibrations
02. Haunting at 1300 McKinley
03. Yellow Elevator #2
04. Sunday Afternoon
05. River of Blood
06. Entrance Song
07. Phosphene Dream
08. True Believers
09. Telephone
10. The Sniper