My Brother The Wind - Twilight In The Crystal Cabinet (2010)
В начале 90-х на небосклоне мирового прогрессива вспыхнула новая яркая звездочка: шведы Anekdoten появились столь же стремительно, сколь и внезапно. Своим дебютным альбомом "Vemod" они не только вызвали приступы ностальгии у престарелых поклонников King Crimson образца 73-74-го, но и обратили на себя внимание молодых меломанов. Некоторая закрытость группы и редкие релизы (как правило, один альбом каждые четыре года) сделали Anekdoten культом не только в родной Скандинавии, но и далеко за ее пределами. И когда в прошлом году начали появляться известия о свежем проекте с участием лидера группы, Никласа Берга, многочисленные поклонники шведских мастеров мрачного прогрессива затаили дыхание в ожидании нового шедевра.
Впрочем, обо всем по порядку. Крепкие профессионалы скандинавской прог-сцены, My Brother The Wind, назвавшиеся в честь работы культового композитора и "космического философа" Sun Ra, не могли не заиграть что-то столь же величественное, спонтанное и атмосферное. Записанные в мае 2009-го за два часа на винтажном оборудовании джемы группы в составе Никласа Берга (гитара, Anekdoten), Маттиаса Даниэльссона (гитара, экс-G?sta Berlings Saga), Ронни Эрикссона (бас, Magnolia) и Томаса Эрикссона (ударные) были сведены на следующий же день, однако собственно релиза материал ждал почти год!
Если быть откровенным, то в разряд шедевров на все времена пластинку все-таки сложно зачислить, тем более тем любителям Anekdoten, которые ценят больше песенную сторону творчества своих кумиров. Зато фанатам продолжительных спейс-роковых импровизаций здесь раздолье, ведь четыре из шести треков альбома длятся от 10 до 16 минут! Оставшиеся треки явно выделяются как своей лаконичностью, так и настроением: одноименная зарисовка представляет из себя нежный невесомый этюд в духе анекдотеновской "Thoughts in Absence", а дикая "Precious Sanity" – незавуалированный привет творчеству Фриппа и Ко времен "Starless and Bible Black" и "Red". Хотя тут следует заметить, что в отличие от своих вдохновителей, музыканты My Brother The Wind не стараются "переиграть" друг друга – ни одной лишней ноты, ни одного слишком затянутого соло, ни одной попытки переплюнуть своих коллег и тем самым нарушить хрупкое равновесие совместной импровизации. Опыт воистину творит чудеса!
Что касается джемов, то иногда создается впечатление, что они являются не плодом спонтанной групповой импровизации, а результатом долгого и кропотливого осознанного композиторского труда. Особенно радует слух узнаваемый звук берговской гитары, который сперва так непривычно слышать без других истинно анекдотеновских элементов вроде вокала Яна Эрика Лильестрёма или виолончели Анны Софии Дальберг.
В лице My Brother The Wind мы имеем уникальный пример соединения жанра (психоделический спейс-рок) с характерным почерком (скандинавский прог с его мрачной атмосферой и винтажным звучанием), и результат этих скрещиваний способен порадовать как фанатов триповой музыки, так и приверженцев арт/прог-рока старой школы. Однако замечу, что по-настоящему качественные работы всегда способны зацепить людей, чьи музыкальные пристрастия лежат вне означенных областей, а потому смело рекомендую ознакомиться с альбомом My Brother The Wind каждому, кто дочитал эту рецензию до конца.
01. Karmagrinder
02. Electric Universe
03. Twilight In The Crystal Cabinet
04. Precious Sanity
05. The Mournful Howl Of Dawn
06. Death And Beyond