Mastodon - Once More 'Round The Sun (2014)
Три года назад четверка из Атланты выпустила The Hunter, свой, мягко говоря, самый противоречивый альбом на тот момент. Mastodon никогда не искали легких путей, их эксперименты от релиза к релизу едва ли оставляли слушателей равнодушными, и нарочитая сырость Охотника выглядела в какой-то мере даже выигрышным контрастом продуманному и навороченному Crack the Skye. Логично, что многие ожидали очередной поворот на 180 градусов, надеясь, что их любимая группа не даст им заскучать. Однако вести из студии скорее настраивали публику на сиквел к нашумевшему The Hunter: мы, дескать, решили сбацать рок-пластинку, мы вот наслушались поздних Deftones и Alice In Chains, мы даже одноименный трек немножко у Thin Lizzy свистнем... И тогда многое стало на свои места.
Прежде чем заняться подробным разбором Once More ‘Round The Sun, давайте вспомним две крайности в каталоге квартета, дебютный Remission и прог-роковый Crack the Skye. Поступательное движение (прогресс или регресс - как вам угодно) от ураганных миниатюр до переаранжированных помпезных пьес заняло у музыкантов почти 10 лет, но что оставалось неизменным – это полет композиторской фантазии и риффовых безумств, фирменная мелодика которых и сделала группу так легко узнаваемой среди тысяч других экстремальных коллективов американского андеграунда. Тем и разочаровывал The Hunter, на котором под видом песен были записаны незрелые черновики по мотивам каких-то роковых клише, скорее результаты проб и ошибок, нежели авторских озарений. Когда-то похожий хаотический подход дал толчок к появлению самой группы; теперь же, в поисках нового звучания, Mastodon пришли к тому, от чего сознательно бежали все время. Однако 10я позиция в Billboard и выход на качественно новый уровень во всем, от видеоработ до хэдлайнерства фестивалей, на которых они раньше выступали в не самое удобное время для пары сотен преданных фанатов, диктует свои условия. И вот опытный Ник Раскулинеч (вышеупомянутый продюсер поздних альбомов Deftones и Alice In Chains) берется за своих новых подопечных, и на свет появляется Once More ‘Round The Sun.
Следует оговориться: альбом ни в коем случае не плохой. Квартет сделал выводы в первую очередь для самих себя, и никаких недопесен в духе предыдущего релиза на свежаке не сыскать. Все кокетливые игры в «а-вот-тут-мы-возвращаемся-во-времена-Remission» преданы забвению; материал пластинки вполне комфортно укладывается в определенный рок/метал-формат, и если раньше Mastodon играли на метал-фестивалях где-то между блэкерами и трэшерами, то теперь им удобнее на мультижанровых оупэн-эйрах разогревать толпу перед Linkin Park (а то и после оных). Теперь это точно песни, с хуковыми припевами и проникновенными соляками, с потенциалом раскачивать массовые скопления народа, с неосознанным желанием топать ножкой им в такт. Сохранена структура а-ля The Hunter: вот вам первая песня для начала шоу, следом сразу один из синглов, затем другой, пару задумчивых вещей в середине, пару боевичков под конец, ну и, традиционно, финальный эпик с неизбежным Скотом Келли. Тема смерти проходит через большинство композиций альбома, однако группа не давит на слушателя тяжеловесными концептами, предпочитая не затягивать треки дальше пятиминутной отметки. Но сколько из них доживет до следующего тура? И почему их непритязательные мелодии кажутся такими банальными на фоне любого трека из, допустим, Leviathan?
В каком-то смысле квартет повторяет биографию так почитаемых ими прог-рокеров 70х вроде Yes и Genesis, ведь те тоже пожертвовали сложными насыщенными структурами в пользу легко усваиваемых куплетно-припевных хитов. И даже объяснения звучат похожие: мы, мол, наигрались в композиторов, повзрослели, нам теперь простые и цепляющие песни подавай, стадионы ждут! Не будем ставить под сомнение искренность их побуждений, все-таки для таких ребят как Mastodon творчество стоит выше набитых карманов. Однако при всей его доступности и песенности Once More ‘Round The Sun может стать первым альбомом коллектива в череде малоразличимых усредненно-мейнстримовых релизов, которые буду сыпаться на фанатов каждые два-три года – привычная тактика для мейджоров в метале, вдохновленная лентяями-ветеранами вроде Motorhead и AC/DC. Ну а что, надо ведь кататься с чем-то в туры, а уже там играть все те же Blood And Thunder и Aqua Dementia на бис. И вот такого бесславного финала для когда-то главных экспериментаторов в тяжелой музыке 2000х ой как не хочется.
01. Tread Lightly
02. The Motherload
03. High Road
04. Once More ‘Round The Sun
05. Chimes At Midnight
06. Asleep In The Deep
07. Feast Your Eyes
08. Aunt Lisa
09. Ember City
10. Halloween
11. Diamond In The Witch House (feat. Scott Kelly of Neurosis)