Mark E Smith & Ed Blaney - Smith and Blaney (2008)
Хотя стараниями Антона Корбайна с "Контролем" и эпигонов, многочисленных и, все как один, модных, жанр постпанка стал прочно ассоциироваться в массовом сознании исключительно с Йеном Кёртисом, чья фигура приобрела в последнее время какой-то ну совсем пророческий внеземной масштаб. Не то чтобы это было так уж плохо; но вот только как-то остаётся за кадром, что тот самый постпанк в одно и то же время с Joy Division играло огромное количество не менее талантливых групп и что, в конце концов, в этом жанре есть личность, куда больше подходящая на роль глашатая и предводителя всей этой пёстрой компании, - Марк И. Смит, вокалист и единственный постоянный участник группы The Fall.
Охарактеризовать в двух словах странное обаяние этой своеобразной фигуры нелегко. Марк И. Смит - человек с непростым и, похоже, неприятным характером, 58 раз менявший состав The Fall в силу неспособности подолгу быть рядом с одними и теми же людьми. Марк И. Смит - человек с безупречным вкусом, он назвал свою группу в честь романа Альбера Камю, он любит Can, Black Sabbath, Джина Винсента, Линка Рея и Капитана Бифхарта. Марк И. Смит - заядлый курильщик, бывший наркоман и хронический алкоголик; на документальные кадры, снятые в период конца 90-х (его самый серьёзный запой), просто больно смотреть. Марк И. Смит не умеет петь (по крайней мере, попадать в ноты), поэтому тексты своих песен он проговаривает и выкрикивает; он в совершенстве понимает и чувствует английский язык, поэтому эти самые тексты безукоризненны и настолько сложно устроены, что даже для англоговорящего человека выглядят порой китайской грамотой. Группа Марка И. Смита записала рекордное количество сессий у Джона Пила - двадцать четыре; на первую их пригласили, не поверив, что нечто настолько антимузыкальное в принципе способно появиться на сцене. На относительно недавнем московском концерте The Fall Марк И. Смит напился и был в практически невменяемом состоянии; половина зрителей негодовала, половина посчитала увиденное одним из лучших концертов в своей жизни. Видимо, две диаметрально противоположные точки зрения - единственно возможны в отношении этого человека.
Нет ни малейших причин отрывать релиз сольника Смита при участии его бывшего (дважды появлявшегося в составе The Fall в 2000-х) гитариста и менеджера Эда Блэйни от основной дискографии The Fall. С учётом регулярных смен состава сама эта группа - почти что фикция; да и что бы не записывал Смит, будь это даже недавняя коллаборация с IDM-щиками Mouse on Mars, это неизбежно звучит как The Fall. Не возникает ощущения, что все эти песни являются результатом долгих творческих мук; впрочем, это не совсем уж халтура (да и раде чего бы им халтурить, не надеялись же они на коммерческий успех?), - скорее, согласно характеристике самого Блэйни, они спонтанны и немного несерьёзны. Собственно Смит напел на весь альбом всего несколько тем, которые повторяются неоднократно: здесь есть две версии "Ludite", две версии "The Train" и две - "Transfusion". Последняя в оригинале представляет из себя ритмическое наговаривание Смитом текста со вполне The Fall-образной мелодикой, сопровождаемое валом гитарного нойза, создаваемым Блэйни; в альтернативной же версии, закрывающей альбом, на фрагменты этой песни наложен хаусовый бит, что в результате создаёт убедительный и злой электронно-гитарный трек, вполне годящийся в синглы (собственно, он и вышел синглом, правда, ограниченным тиражом).
Однако же, чрезмерная спонтанность материала не идёт альбому на пользу. Трек "Hustle", состоящий из шумов с какого-то концерта, перемешанных с разговорами и другими случайными звуками, ну совсем никуда не годится. Начинающаяся с полутора минут гитарных переборов, кавер-версия The Velvet Underground "Real Good Time Together" - это, конечно, неплохо, но и не то чтобы сногсшибательно. Тем не менее, "No Retreat" - это убедительный номер в духе The Fall; да и две песни с вокалом Блэйни, особенно Neutral Milk Hotel-образная "Durasti", вполне симпатичны. И тут можно вернуться к тому, о чём уже говорилось чуть выше: если музыка Марка И. Смита для вас в принципе что-то значит, если у вас в кишках хоть что-то способно перевернуться от классики The Fall вроде "The Classical" или "New Face In Hell", то вы прослушаете сопровождаемое гитарными изощрениями Блэйни бормотание Смита, занимающее большую часть диска, ну хотя бы с интересом. Если же ничего, что связано с фигурой Смита, вас никоим образом не цепляет, - что ж, можете быть абсолютно уверены, что ему на это абсолютно наплевать.
01. Ludite
02. Real Good Time Together
03. Durasti
04. Mettle Claw
05. No Retreat
06. Ludite
07. The Train Pt. 1
08. Hustle
09. The Train Pt. 2
10. Transfusion
11. When We Were Young
12. Transfusion (alt. version)