Mark E Smith & Ed Blaney - Smith and Blaney (2008)

Хотя стараниями Антона Корбайна с "Контролем" и эпигонов, многочисленных и, все как один, модных, жанр постпанка стал прочно ассоциироваться в массовом сознании исключительно с Йеном Кёртисом, чья фигура приобрела в последнее время какой-то ну совсем пророческий внеземной масштаб. Не то чтобы это было так уж плохо; но вот только как-то остаётся за кадром, что тот самый постпанк в одно и то же время с Joy Division играло огромное количество не менее талантливых групп и что, в конце концов, в этом жанре есть личность, куда больше подходящая на роль глашатая и предводителя всей этой пёстрой компании, - Марк И. Смит, вокалист и единственный постоянный участник группы The Fall.

Охарактеризовать в двух словах странное обаяние этой своеобразной фигуры нелегко. Марк И. Смит - человек с непростым и, похоже, неприятным характером, 58 раз менявший состав The Fall в силу неспособности подолгу быть рядом с одними и теми же людьми. Марк И. Смит - человек с безупречным вкусом, он назвал свою группу в честь романа Альбера Камю, он любит Can, Black Sabbath, Джина Винсента, Линка Рея и Капитана Бифхарта. Марк И. Смит - заядлый курильщик, бывший наркоман и хронический алкоголик; на документальные кадры, снятые в период конца 90-х (его самый серьёзный запой), просто больно смотреть. Марк И. Смит не умеет петь (по крайней мере, попадать в ноты), поэтому тексты своих песен он проговаривает и выкрикивает; он в совершенстве понимает и чувствует английский язык, поэтому эти самые тексты безукоризненны и настолько сложно устроены, что даже для англоговорящего человека выглядят порой китайской грамотой. Группа Марка И. Смита записала рекордное количество сессий у Джона Пила - двадцать четыре; на первую их пригласили, не поверив, что нечто настолько антимузыкальное в принципе способно появиться на сцене. На относительно недавнем московском концерте The Fall Марк И. Смит напился и был в практически невменяемом состоянии; половина зрителей негодовала, половина посчитала увиденное одним из лучших концертов в своей жизни. Видимо, две диаметрально противоположные точки зрения - единственно возможны в отношении этого человека.

Нет ни малейших причин отрывать релиз сольника Смита при участии его бывшего (дважды появлявшегося в составе The Fall в 2000-х) гитариста и менеджера Эда Блэйни от основной дискографии The Fall. С учётом регулярных смен состава сама эта группа - почти что фикция; да и что бы не записывал Смит, будь это даже недавняя коллаборация с IDM-щиками Mouse on Mars, это неизбежно звучит как The Fall. Не возникает ощущения, что все эти песни являются результатом долгих творческих мук; впрочем, это не совсем уж халтура (да и раде чего бы им халтурить, не надеялись же они на коммерческий успех?), - скорее, согласно характеристике самого Блэйни, они спонтанны и немного несерьёзны. Собственно Смит напел на весь альбом всего несколько тем, которые повторяются неоднократно: здесь есть две версии "Ludite", две версии "The Train" и две - "Transfusion". Последняя в оригинале представляет из себя ритмическое наговаривание Смитом текста со вполне The Fall-образной мелодикой, сопровождаемое валом гитарного нойза, создаваемым Блэйни; в альтернативной же версии, закрывающей альбом, на фрагменты этой песни наложен хаусовый бит, что в результате создаёт убедительный и злой электронно-гитарный трек, вполне годящийся в синглы (собственно, он и вышел синглом, правда, ограниченным тиражом).

Однако же, чрезмерная спонтанность материала не идёт альбому на пользу. Трек "Hustle", состоящий из шумов с какого-то концерта, перемешанных с разговорами и другими случайными звуками, ну совсем никуда не годится. Начинающаяся с полутора минут гитарных переборов, кавер-версия The Velvet Underground "Real Good Time Together" - это, конечно, неплохо, но и не то чтобы сногсшибательно. Тем не менее, "No Retreat" - это убедительный номер в духе The Fall; да и две песни с вокалом Блэйни, особенно Neutral Milk Hotel-образная "Durasti", вполне симпатичны. И тут можно вернуться к тому, о чём уже говорилось чуть выше: если музыка Марка И. Смита для вас в принципе что-то значит, если у вас в кишках хоть что-то способно перевернуться от классики The Fall вроде "The Classical" или "New Face In Hell", то вы прослушаете сопровождаемое гитарными изощрениями Блэйни бормотание Смита, занимающее большую часть диска, ну хотя бы с интересом. Если же ничего, что связано с фигурой Смита, вас никоим образом не цепляет, - что ж, можете быть абсолютно уверены, что ему на это абсолютно наплевать.

Neformat.com.ua ©

01. Ludite
02. Real Good Time Together
03. Durasti
04. Mettle Claw
05. No Retreat
06. Ludite
07. The Train Pt. 1
08. Hustle
09. The Train Pt. 2
10. Transfusion
11. When We Were Young
12. Transfusion (alt. version)

13.10.2008