Marissa Nadler - Little Hells (2009)
Часто бывает, что наибольшее удовольствие при прослушивании доставляет музыка, которую сложно назвать любимой. Жанры, в которых чувствуешь себя слепым в темной комнате, нет-нет да и подбросят какой-нибудь маленький шедевр, причем совершенно в духе "твоей" музыки, которую слушаешь большую часть времени, с похожим настроением и даже подходом. И сколько потом не пытаешься поймать удачу за хвост второй раз - нет, редко случается так, чтобы в неблизкой тебе музыке за определенный период времени понравились подряд сразу несколько альбомов. И остается только ждать до следующего раза, когда тебя сама "найдет" доселе неизвестная группа или исполнитель.
Жила себе американская девушка Марисса Надлер (Marissa Nadler), да горя не знала. Впрочем, при прослушивании ее песен возникает мысль, что как раз знала, и даже больше, чем кто-либо другой. И пела она песни под гитару - протяжные, лиричные, заунывные, после прослушивания парочки которых хочется включить что-то повеселее - вроде фьюнерал дума, а после целого альбома и вовсе хоть в петлю полезай. А в это же время своей жизнью жила такая музыкальная инди-тусовка, как New Weird America, куда принято причислять молодых авторов-исполнителей Северной Америки, вдохновлявшихся фолк-роком, психофолком, пост-роком и экспериментальной музыкой. И вот как-то существовали они себе параллельно, пока не встретились - на свежайшем альбоме Мариссы "Little Hells".
Хотя при более детальном изучении оказывается, что именно на этом альбоме Марисса подошла как нельзя более традиционно к сочинению/записи материала. Мрачный минимализм "гитара+вокал" уступил место сочным и разнообразным аранжировкам (не без помощи культовой психофолковой группы Espers), напоминающим то о лучших временах Cocteau Twins ("Mary Come Alive", "Mistress"), то о более привычных американских интонациях а-ля Нора Джонс/Элисон Краусс ("River of Dirt"), то пускающимся вообще в немыслимые эксперименты с глубиной звучания ("Heart Paper Lover", "Loner"). Собственно, на саму себя Марисса более-менее похожа в вещах "Brittle, Crushed & Torn" и одноименной альбому миниатюре. А в общем при прослушивании не покидает стойкое впечатление, что слушаешь новый сольник Бет Гиббонс (Portishead) или акустические демки Бьорк. Впрочем, по яркости и узнаваемости вокала Марисса уступает обеим - зато по силе таланта заслуживает находиться на одном уровне!
Помимо "Rosary", напоминающей саундтрек к очередному нуару Дэвида Линча, и экспериментальной "The Hole is Wide" в духе дарк-кабаре, отдельного упоминания заслуживают две жемчужины диска - будь это пластинка, каждая из них как раз бы венчала окончание стороны - "Ghosts and Lovers" и "Mistress". Первая поражает душевностью и эмоциональностью исполнения, вторая завораживает атмосферой меланхоличного блаженства - песни-антиподы, песни-полюса, но как при этом точно они характеризуют весь альбом! Достаточно послушать эти две песни, чтобы убедиться в размахе творческой мысли юной госпожи Надлер. Такая она и есть - Лора Палмер в ожидании своего Боба, грустная, задумчивая, веселая, странная? И пока фанаты ранних работ певицы спорят, куда же все-таки шагнула Марисса со своим новым альбомом - назад, вперед или куда-то в сторону - могу смело утверждать, что отныне ее путь будет лежать и через мое сердце.
01. Heart Paper Lover
02. Rosary
03. Mary Come Alive
04. Little Hells
05. Ghosts And Lovers
06. Brittle, Crushed & Tom
07. The Hole Is Wide
08. River Of Dirt
09. Loner
10. Mistress