Manatees - Icarus, The Sunclimber (2009)
Неисповедимы пути пост-метала. Группы жанра, который снобам от авангарда кажется коллекцией клонов Isis, на самом деле идут своими путями, далеко не всегда следуя схеме "сладж плюс пост-рок". Английское трио Manatees, вот уже четвертый год скромно нарезающее плотный уверенный пост-метал, на своем свежем релизе вышло за рамки всех существовавших клише жанра, однако при этом в разряд шедевров его не занести. Разберемся поподробней.
Предыдущий релиз "ламантинов", помимо шаманской ритм-секции а-ля Minsk и прекрасного вокального разнообразия, все-таки был довольно доступным по содержанию: многие темы крепко привязывались к ушам, пост-роковые тремоло украшали безобразие сладжевого напора, а высокий уровень своеобразной мелодичности был прямо пропорционален профессионализму музыкантов. При прослушивании же обозреваемого релиза возникает впечатление, что музыканты несколько перемудрили. Ни в коем случае нельзя назвать его неудавшимся или неинтересным, скорее, наоборот, но в погоне за вычурностью формы материал лишился узнаваемости содержания.
Открывающая альбом ураганная зарисовка "Of Wax & Wing" переходит в эпичную 15-минутную "The Sunclimber", и вот здесь у группы начинаются первые проблемы. Стандартное пост-металлическое начало мутирует в максимально медленный сладж/дроун-дум а-ля Khanate с истеричным вокалом на заднем плане и ухающей ритм-секцией. Мутация прогрессирует, и сквозь мрак первой половины трека пробивается акустическая гитара, играющая простой, но эффектный пассаж. Краски сгущаются, ритм-секция постепенно превращается в шум и потрескивания, и эпик вытекает в пространный трип в духе самых безысходных вещей Nadja. Короткая "Hyperion Altitude" разряжает обстановку, но ненадолго: следующие за ней "Untitled" (давящий на мозг индастриал в духе ранних Swans) и "False Sun" (опять акустические гитары под дроуновую подкладку, и в финале почти маршевый напор ритм-секции под вокальные эксперименты участников коллектива) снова нагнетают атмосферу. Финальный эпик "Out Of The Sky, Into The Gutter" с его взвывающей нойз-роковой гитарой и однообразной завораживающей куплетной линией постепенно выводит слушателя из мрака к свету путем уже привычного в рамках альбома хода - призрак Nadja не дает покоя нашему трио, и мягкая мажорная гармония пробивается сквозь шум и фидбэки.
В итоге альбом оставляет неоднозначное впечатление. Дорога экспериментов завела британцев на территорию дроуна, индастриала и сладжа, и милые пост-роковые тремоло остались в прошлом. Правда, там же остались, как кажется, композиторские навыки команды, ведь с нового альбома запоминается максимум 2-3 момента, и то - скорее формой, чем содержанием. Каждый коллектив, безусловно, решает сам для себя, как именно выстраивать свой звук и свой почерк (хотя чаще всего это происходит спонтанно, без долгого планирования), и я уверен, что "ламантины" знают, что делают. Во всяком случае, чего на новом альбоме точно нет, так это сомнений в правильности выбранного пути. Остается пожелать ребятам удачи и посмотреть, куда пресловутая тропа экспериментов их выведет в дальнейшем.
01. Of Wax & Wing
02. The Sunclimber
03. Hyperion Altitude
04. Untitled
05. False Sun
06. Out Of The Sky, Into The Gutter