Kora - Kora! Kora! Kora! (The Cabaret Voltaire Versions) (2009)
Этот релиз является результатом совместной работы двух коллективов, каждый из которых в своём роде важен. Cabaret Voltaire были кем-то вроде серых кардиналов музыки восьмидесятых. В широкие массы они, со своим дадаистским названием и любовью к экспериментам с магнитофонными плёнками, так и не пробились, однако одними из первых вытоптали тропу, по которой и прошла музыка этого богатейшего десятилетия. Начав с мрачного и трудного для восприятия индустриального пост-панка они продолжили экспериментальными фанковыми треками, нередко звучавшими в манчестерском клубе Hacienda, по пути зацепив и предвосхитив синти-поп, эйсид-хаус и великое множество других электронных и не очень жанров.
Однако, интригующее имя группы, распавшейся пятнадцать лет назад, в названии альбома скромно упоминается в скобках; основным же артистом указана некая Kora. Это группа родом из Новой Зеландии - не то чтобы официально лучшей страны в мире, но, скорее всего, она бы заняла в общемировом конкурсе одно из первых мест; уж, во всяком случае, достижения тамошних музыкантов за последние три десятилетия просто поразительны. Если верить анонсу их лейбла Shiva, Kora, состоящая из пяти человек (четверо из которых, кстати, являются братьями и представителями новозеландских аборигенов маори) - одно из главных музыкальных достижений Новой Зеландии 2000-х. Достать их альбомы где-либо за её пределами, наверное, так же сложно, как встретить представителя племени маори в национальном костюме; тем лучше, что их всё же где-то откопал в первую очередь ответственный за этот альбом лидер Cabaret Voltaire Ричард Х. Кёрк. Не сказать, чтобы внимание к нему было бешеным - даже в дискографии на одном из крупнейших посвященных Cabaret Voltaire сайтов он не упоминается, однако же, здесь есть на что обратить внимание.
Даже не слушая оригинальных регги-песен группы Kora, очевидно, что ничего для создания собственно этого альбома она не предприняла. Все семь треков - ремиксы на песни, уже выпускавшиеся самими Kora раньше и построены они примерно по одной формуле - Кёрк накладывает ритмическую электронную подкладку на два-три сэмпла из оригинального трека. Формула не отличается оригинальностью, да и развитие внутри каждой песни идёт неспешно и без особых неожиданностей; тем не менее, именно в этом формате, в течение этих пятидесяти минут и именно с этими обрывками вокала вполне по-"чёрному" поющих братьев Кора она работает идеально. В первую очередь альбом привлекает двумя эффектными потенциальными техно-хитами "Skankenstein" и "Burning"; однако, ничуть не менее интересны расположившиеся между ними цифровой даб "Pop Your Bubble", гулкая и тревожная, и при этом наполненная упоительным грувом "Flow" и ещё более напряжённая "On My Mind". Ну а сразу после первых пяти треков (что не так уж и скоро - всего один из них длится меньше семи минут) следует и вовсе удивительная "Crazy Things" - по сути представляющая собой натуральный Burial'овский дабстеп, и ничуть не менее успешно, чем у самого Burial, сочетающая цифровую основу и биение человеческой жизни. Под щёлканье ритма и неизменный пульс баса мигают и звучат, погружаясь вслед за тем в пустоту, барабанные и перкуссионные сэмплы и потерянные голоса; всё это длится десять минут и поистине завораживает.
К концу альбома любая мысль о его чрезмерной однообразности отпадает сама собой. Начинаясь с прущего, как таран, танцевального "Skankenstein" и завершаясь пусть своеобразным, но дабстепом (более актуального электронного жанра сейчас не найти), вслед за которым следует короткая завершающая цифровая интерлюдия, "Kora! Kora! Kora!" наглядно демонстрирует, что Кёрку с одной стороны не удалось стать анахронизмом и он с честью несёт свой титул одной из главных личностей в истории техно, а с другой стороны - что он по-прежнему верен себе, ведь наследие индустриальных и электронных экспериментов Cabaret Voltaire здесь более чем слышно. Хотя многие и негодуют по поводу использования столь многообещающего имени на по сути ещё одном сольнике Кёрка и задаются вопросом, действительно ли для этого альбома хоть что-нибудь сделал второй участник группы Стивен Мэллиндер - это совершенно неважно. Впрочем, если Cabaret Voltaire действительно снова начнут давать концерты или выпустят что-нибудь ещё, на что смутно намекал Кёрк в немногочисленных интервью, историческая ценность этого релиза окажется ещё выше: в музыкальном же плане эта минималистичная и в то же время безошибочно бьющая в цель пластинка и так задала одну из высочайших планок для всей музыки 2009-го года.
01. Skankenstein
02. Pop Your Bubble
03. Flow
04. On My Mind
05. Burning
06. Crazy Things
07. Burning Reprise