Endlesshade - Wolf Will Swallow The Sun (2015)

Англоязычная аннотация, сопровождающая альбом в местах легального распространения (сайт лейбла Naturmacht Productions, bandcamp-страничка релиза), информирует нас о том, что Wolf Will Swallow The Sun – это «дебют украинской дум/дез-метал группы Endlesshade». Она же наделяет его такими характеристиками, как «тёмный и мощный, с грандиозной атмосферой и великолепным женским вокалом, наполненным отрицательными эмоциями и силой». Согласитесь, интригует.
 
Альбом как цельное произведение искусства начинается с обложки. Она весьма добротно выполнена в тёмных тонах и всем своим видом сразу же намекает слушателю, что с первой и до последней секунды сего 55-минутного опуса ему предстоит погрузиться в аналогичную атмосферу. Об этом же говорит и название группы, которое в одной из трактовок расшифровывается, как «бесконечная тень» (англ. «endless shade»).
 
В центре картины находится единственный живой персонаж. Идентифицировать его нам поможет название пластинки, которое буквально означает «Волк поглотит Солнце». И не смотря на то, что морда его скорее напоминает клюв птицы или же очертания маски чумного доктора, все остальные части тела убедительно подтверждают, что это таки волк. А если быть точнее – Фенрир. И хотя на обложке он не выглядит таким уж огромным, уже на четвёрной минуте заглавного трека мифический зверь постепенно становится настолько большим и сильным, что таки проглатывает Солнце.
 
Говоря о лирике и концепции, снова обратимся к упомянутой аннотации. Читаем следующие строки: «Во тьме есть нечто, существа, преследующие нас и нашу душу в ночных кошмарах. Вот он волк, черный зверь, пожирающий весь свет и жизнь, подталкивающий всё существующее навстречу смерти и страданиям». Ознакомившись с текстами, прихожу к выводу, что слова здесь вторичны по отношению к музыке. Хотя, пожалуй, даже не к музыке, а к атмосфере как некой самоцели. В том смысле, что предназначение их – поддержать и углубить атмосферу тьмы, отчаяния и боли, создаваемую как инструментами, так и вокалом.
 
Теперь – непосредственно к музыке. В стилистическом плане Wolf Will Swallow The Sun представляет собой классический дум/дез-метал альбом, причём с явным упором в сторону первого. Музыка крайне меланхолична, за редким исключением (например, blackened-фрагмент ближе к концу второго трека). Отстранённые переборы клин-гитары сменяются не менее отстранёнными и тягучими дисторшн-риффами, дополненными «плачущим» звучанием соло-гитары.
 
Отдельно хочется отметить клавишные партии Ольги Бедаш, которые помимо того, что заполняют общее звучание композиций обволакивающим фоном, ещё и периодически выдают довольно-таки разнообразные и интересные сами по себе мелодии. Вот только слышимость их в общем миксе время от времени оставляет желать лучшего. Также в рецензиях частенько встречаются лестные отзывы относительно вокала Наталии Андросовой. И, стоит сказать, не безосновательно.
 
Сама фронтвумен, отвечая на вопрос интервьюера заграничного портала No Clean Singing о том, кто же вдохновил её на освоение экстремальных техник вокала, главным образом отмечает группу Behemoth и, очевидно, самого Адама «Нергала» Дарски. Несомненно, достойный ориентир для вокалиста любого экстремального направления. Но мне лично вспоминается скорее Ангела Госсоу (экс-вокалистка шведской MDM-легенды Arch Enemy). Благо, есть пример для сравнения в аналогичном музыкальном направлении и с Наталией на вокале (альбом Under The Black Ice киевской группы Inner Maze).
 
Помимо качественного, хоть и по-думовому монотонного, женского гроула, на пластинке Wolf Will Swallow The Sun присутствует и другой вид вокала. Условно назовём его художественной декламацией (в англоязычных странах используется термин «spoken word», то есть буквально «произносимое слово»), в том смысле, что лирика скорее произносятся с определённой интонацией и/или эмоцией, нежели поётся. В нашем случае голос либо томный, либо страдальческий. Этот приём также является классическим для жанра doom metal. Встречается у Anathema, Tiamat и многих других «законодателей моды». Закрывая тему вокала, замечу, что в дальнейшем всё же хотелось бы услышать от группы немного большего разнообразия.
 
Прибегая к более жёсткой критике, отмечу, что небольшое однообразие вокальных ходов – далеко не худшее, что можно сказать о дебютнике Endlesshade. И да простят меня фанаты и сами музыканты, но я хочу быть честным и конструктивным. На пластинке, общее звучание которой близится к 55-ти минутам, катастрофически не хватает хитов! Их практически нет. Есть отличные отрывки, но нет от начала и до конца отличных треков. Отчасти тут сыграла роль и длительность самих композиций (от 8-ми до 10-ти с небольшим минут), и то, что нет чёткой, выразительной структуры куплетов и припевов, способствующей закреплению материала в памяти слушателя. Как результат, хоть поначалу слушать и интересно, но непрерывное поступление «новой информации» неизбежно приводит к её переизбытку, и внимание слушателя рассеивается.
 
Да, я в курсе, что это не поп-панк, но хитовость – понятие внежанровое. Это способность песни отпечататься в вашем мозгу (или же душе, если вам так угодно), главным образом за счёт своей уникальной и узнаваемой мелодии, но и других факторов. Дум или не дум, а гитарный рифф должен цеплять с первых же нот и не отпускать до самого конца трека, а в идеале – и пару минут после прослушивания.
 
С первого раза лучше всего заходит, пожалуй, Noctambulism. Своим динамичным и, не побоюсь этого слова, качёвым звучанием, именно эта композиция в определённый момент времени щедро одаряет своего слушателя ощущением некоего пика, к которому, будто бы специально, и вели все предыдущие треки альбома. Вероятно, поэтому Edge ещё ощущается как «достаточно высоко», а вот Truth Untold – уже как-то «слишком низко», практически «у подножья горы». В конечном итоге, первый полноформат Endlesshade могу порекомендовать только истинным и преданным ценителям жанра, перманентно находящимся в поиске не изведанных ранее источников его атмосферы.
 
Neformat.com.ua ©
1. Post Mortem
2. 7
3. Wolf Will Swallow The Sun
4. Noctambulism
5. Edge
6. Truth Untold

22.02.2015