Был замечен – Стало еще только хуже (2016)
Несколько лет назад я отказался от идеи вникать в современную тяжелую психоделическую музыку. Было на то несколько причин. Первая: для неискушенного слушателя весь стоунер и сладж в рамках своих жанров звучит если не одинаково, то очень похоже; вторая: целевая аудитория и эстетика этих жанров не вызывает у меня приязненных чувств. Но это дело сугубо индивидуальное. Найдя для себя Acid King и Down, я решил далее не углубляться в тонкости жанра. В тоже время я с огромным трепетом отношусь к зарубежной психоделической музыке 60-х и 70-х годов, любовь к которой мне привили родители, и русской/советской психоделике которую я позже стал слушать сам. Сказать, что я удивился, услышав «глазницы» - заглавный трек пластинки «Стало еще только хуже», все равно, что ничего не сказать. После первых же нот от альбома уже не оторваться. Буквально все, что было мне близко в жанре «психоделической музыки» в самом широком понимании этого слова, нашло свое отражение в этом релизе. Каждый трек - это отдельный исполненный глубины мир, а альбом как вселенная, в которой эти миры заключены. Удивительно в 2016 году услышать настолько сильную и самобытную музыку. Пытаться заключить этот альбом в какие-то жанровые рамки дело преступное. Самое верное, что можно в этом плане сказать: «Стало еще только хуже» - это пластинка абсолютно свободной и даже дикой психоделики, даже не рок-альбом, а космический спектакль в недрах вашей черепной коробки длинной в час.
Поговорим отдельно о каждой песне, потому как иначе описать этот альбом не удастся. Дело в том, что каждый отдельный трек звучит абсолютно самобытно и отлично от всех остальных, но при этом совершенно органично вписывается в общую колею альбома, примерно так же, как разные по форме и размеру грибы являются органичной частью единой грибницы, а разные по форме, размеру и химическому составу космические тела, вращаются вокруг оси своей звезды и ничем не нарушают единство своей планетарной системы.
«глазницы». Тягучий и монотонный гитарный рев, иногда срывающийся на ломаные брейки, обильно приправленный джазовым фортепиано и саксофоном. Сначала фуз-бас и легкий овердрайв на гитаре, проникновенный вокал, потом вдруг резкий переход и шумовое гитарное соло, потом опять тихий промежуток, затем опять брейк…. Сущее безумие. Вообще шума на альбоме великое множество, но он отнюдь не является самоцелью команды. Шум тут лишь элемент, очень значимый, но не главный.
«шифровал». Второй трек плавно вытекает из первого, сбивая с ног потоком шума: гитарного, фортепианного, духового, а буквально через несколько секунд организовывается в мелодичный аккомпанемент, для женского хорового пения. На куплете возникает мужской вокал и электроорган, что плавно подводит нас к спейс-року старой школы, который полностью проявит себя в следующих треках. В середине песни нас ожидает битва органного, гитарного и духового соло плавно перетекающая в шум, чтобы потом вылиться агрессивным брейком на басу и электрооргане. Затем еще куплет, а в завершении песни опять органное соло - скоростное и безумное.
«в один конец». Третий акустический трек переламывает бурное течение альбома пополам. Говорить о нем особенно незачем, давайте я лучше расскажу вам про традиции аборигенов Пегтымели (есть такая река на Чукотке). Есть у тамошнего населения такой ритуальный, имеющий религиозное и мистическое значение праздник мнэгыргын. Начинают отмечать мнэгыргын в конце августа, когда в смешанных лесах тайги прорастают мухоморы. Как вы уже поняли, на этот праздник принято мухоморы употреблять в самых обильных количествах, причем исключительно в сыром виде, гортанно петь, бить в бубен, играть на варгане и танцевать странные танцы. Говорят, в мухоморных видениях можно узреть царство мертвых, поговорить с духами и своими покойными родственниками. Через пару месяцев наступают холода,и мухоморный сезон подходит к концу, тогда же и кончается праздник мнэгыргын.
«они». Спейс-рок в духе Hawkwind, с фанковым басом и перманентным синтезаторным соло круто замешанном на незабвенном мультфильме «Тайна Третьей Планеты». Вот так «Был замечен» решили сквозь года передать привет великой традиции советской психоделической электроники и лично Александру Зацепину. В прочем «они» это очень многогранное музыкальное полотно, кроме сумасшедших соло и цепляющих мелодий на аналоговом синтезаторе тут есть и акустическая гитара, и речитатив про Достоевского и психонавтов на орбите...
«молчаливый космос». Эпическая двадцатиминутная композиция, своеобразный трип-молебен под аккомпанемент гула открытого космоса и рева электрогитар, завершает альбом.
Отдельно стоит сказать о вокале – он абсолютно прекрасен и неподражаем, никакая другая манера исполнения и эмоциональная подача не звучала бы уместней. Но, не смотря на всю оригинальность свою, манера вокалиста, да и музыка команды в принципе, вызывает стойкие ассоциации с работами величайшего классика российской и мировой психоделической музыки Егором Летовым – на мой взгляд, это очень здорово. Ассоциация группы «Был Замечен» с творчеством Егора Федоровича, вовсе даже не техническая или музыкальная, нет! Тут родство скорее на метафизическом уровне.
В общем, этот альбом я рекомендую всем, то есть вообще всем людям, кто питает хоть какие-то теплые чувства к психоделической и экспериментальной, но главное свободной, и необусловленной музыке. Послушайте хотя бы в ознакомительных целях - это стоит часа вашего времени, и, возможно, вы полюбите «Был Замечен» так же как полюбил их я – неожиданно и безнадежно.
1. глазницы
2. шифровал
3. в один конец
4. они
5. молчаливый космос