10 знаковых групп в украинском дарк фолке
Украинский дарк-фолк — зверь, который появился в наших краях позже британского собрата и не ставший за продолжительное время существования популярным. Всего существовали три волны развития этого жанра музыки, каждая из которых соответствовала, как ни странно, десятилетию.
Важно отметить, что мы говорим не просто о хронометраже ради галочки. Дарк-фолк и его производные 90-ых отличается от созданного в 00-ые. Именно поэтому в подборке альбомов я постарался ухватить различных представителей стиля, творивших в различные периоды времени. Хотя сделать это было несложно, потому что посчитать украинских дарк-фолк исполнителей можно на пальцах двух рук..
Вій — Вій
В 1991 году Дмитрий Добрый-Вечер идет с Баниты Байды, чтобы основать коллектив Вій с Игорем Лемешко и Олегом Козловым. В первоначальный состав входили: Дмитрий Добрый-Вечер (бас-гитара, вокал), Игорь Лемешко (гитара), Олег Козлов (гитара), Юрий Мезенчук (ударные), Руслан Мелещенко (перкуссия, конги) и Вячеслав Миклухо (виолончель).
Одноименный дебютный альбом представили публике на польском лейбле Koka recrods летом 1993 года. Хоть я и не люблю это слово, но позволю себе его использовать. Альбом "Вій" — атмосферный. Это удивительная смесь украинской демонологии в музыке и текстах. Фолк, сыгранный на этнических и электроакустических инструментах, здесь удачно сочетается с эмбиентом и роковыми проигрышами.
В песнях рассказываются истории о казаках, ведьмах, несчастной любви деревенской девушки и других привычных украинскому фольклору персонажах. Слушать группа Вій необходимо с закрытыми глазами. И тогда к вам придут психоделические образы украинской сырой земли.
Вежа Хмар — Ритуал
Если украинский дарк-фолк — это маргинальный маргинес, то украинский ритуал-фолк — это сингулярность маргинальности. Киевский фемен-дуэт Вежа хмар погружал людей в потусторонние миры задолго до появления Старухи Мхи в России. Вежа хмар — это эмбиент, дроун и фолк, которые сплетаются в нечто слишком полное, слишком насыщенное, слишком гипнотизирующее, что понять это не удается с первого раза.
Александра Волох и Валентина Сизевич выпустили альбом "Ритуал" в 1998 году на мариупольском лейбле Bloodhead Production. С этого момента и начался путь в инфракосмосе по поиску гаввахи, с дальнейшим её поглощением. Побеги от вицраоров и удержание шрастра с помощью гитар, клавиш, бубна и ангельского пения.
В записи этого альбома принимала участие Елена Лукина. В последующем альбоме появляется еще клавишник Алексей Снигур. Но это был ситуативный союз, продлившийся год. Окончательный состав сформировался, когда к Александре и Валентине примкнул гитарист Игорь Макуха.
"Ритуал" для меня остается самой глубокой работой команды. Бесконечным колодцем, в котором отсутствует время. Конечно, каждый альбом Вежи хмар уникален по-своему. И их объективно сравнивать было бы глупо, но субъективно именно "Ритуал" выбивает душу из тела. Чего стоит разделение композиций на три подгруппы: "Птицы", "Люди" и "Духи". То есть это различные сигилы, отвечающие определенным целям. А сами произведения складываются в гиперсигилу, тот выплеск восприятия мира самими авторами. Оголенный нерв, передающий высоковольтный ток.
Ворождень — Ворождень
Коллектив Ворождень появился на свет в 1998 году, на год позже Вежи Хмар. Основали его участники группы Dead Faith, Владимир Кучинский и Виктор Магомет. Позже к ним присоединились Людмила Минина (скрипка), Алексей Андреев (клавишные) и Александр Науменко (гитара). В таком составе они выступили на фестивалях "Червона рута’99" та "Рок-акустика’2000".
Этот состав команды является лучшим, и именно благодаря нему появился одноименный альбом в 2000 году. Группа не зря себя позиционировала как дарк-сайкоделик-электроник-рок, в котором постоянно присутствовали фолк-элементы. Я же склонен называть это ёмким термином "постиндастриал". Но именно "Ворождень" можно смело относить к дарк-фолку в его классическом понимании, и по текстам, и по музыке. В композициях присутствует минималистичная гитара, а вот слова блуждают над темными полями нашей сумрачной родины. Проносятся сквозь холодные леса, где бродят кикиморы, мавки и черти, и попадают прямо в уши одинокому мольфару. Хтонь и красота, одним словом.
Nекраїна — Апокаліцтва
Проект Nекраїна одессита Георгия Чарского знает, наверное, каждый любитель украинского неофолка. Появился он в 1996 году, а в 2009 году прекратил свое существование. Nекраїна стала популярной благодаря своим перепевам песен Death in June. Чарский не просто переводил, он обыгрывал тексты Пирса, добавляя в них национальный колорит.
А вот из стеба в самобытность Nекраїна перешла с альбомом "Апокаліцтва" 2002 года. В него вошли 9 треков, совмещающих в себе эмбиент, индастриал и Lo-Fi. Многие со мной согласятся, что эта работа намного сильнее издевательств над Di6. Во-первых, в ней присутствует космически-психотическая музыка и забавные тексты о Кали-юге и котах (все, что мы так любим). Во-вторых, это отечественный взгляд на дарк-фолк без привязки к Западу. Ну и классно, что Чарский работал с Юрием Шелеховым, Андреем Чупруном и другими приглашенными музыкантами. Подчерк каждого из них заметен и делает композиции разнообразными.
Вышел альбом "Апокаліцтва" на лейбле Quasi Pop Records, который ориентировался на украинскую экспериментальную музыку, а в результате канул в Лету.
The Litz — Aquatic Pop
Грешно будет не упомянуть львовский коллектив The Litz, основанный Мариной "Black Mary" Щербаковой и Дмитрием "Даннером" Ходико. За все время своего существования группа записала лишь один полноформатный альбом "Aquatic Pop" в 2003 году. При этом он создавался без Марины, поскольку она ушла петь метал в Ambivalence. Её заменила Ксения Рихальская, а также после смены вокалисток к команде присоединился Максим Кернер.
Дмитрий Ходико был инциатором создания компиляции украинского дарк-фолка "Полин квітне", который заполнил все возможные форумы, рецензии и, конечно же, его легко можно обнаружить в рекомендациях Youtube.
А вот с альбомом "Aquatic Pop" совершенно иная история. Найти его в целости и сохранности на просторах интернета мне лично не удалось. Возможно, кому-то повезет. В то же время благодаря сборнику "Полин квітне" можно услышать совершенно фантастически по своему исполнению песни "Стирач" и "Body Puzzle". Если Casa Ukrania (о которой речь пойдет далее) — это путешествие по пыльным херсонским дорогам с сигареткой во рту (южная готика по-украински), то The Litz — это путешествие по метафизическим пространствам на страницах сборника стихов Бодлера. Очень мягко, очень таинственно и безумно мелодично.
Sorrow Expert — Коли тобі двадцять
Вот такое описание Sorrow Expert можно когда-то было встретить на сайте коллектива:
"Группа Sorrow Expert была организована в 1977 году. В 1980-м ее единственный участник умер. Группа с таким же названием была образована в 1985-м. Она просуществовала 19 лет, но в 2004-м году ее единственный участник вновь умер. И в том же году она в третий раз восстанавливается. Группа Sorrow Expert на сегодня имеет культовый статус и ведет активную творческую деятельность: не дает никаких концертов, не выпускает альбомов и практически никому не известна. В свободное время единственный участник группы Sorrow Expert любит употреблять спиртные напитки и мастурбировать".
Конечно же, никто не умирал и не мастурбировал. Одесский проект Sorrow Expert появился на свет в 2004 году. Услышать этот веселый и суицидальный одновременно military-pop могли темные эстеты "Просто-радио" благодаря передаче "Атмосфера". Единственный альбом "Когда тебе двадцать" вышел в 2007 году на лейбле Cardiowave.
Это, конечно, не совсем привычный дарк-фолк, однако эстетика и идеология сохранены. Если говорить о музыке, то это прямолинейный бит с сэмплами из "Улицы разбитых фонарей" (может быть, я ошибаюсь, но звуки-то очень знакомые). В любом случае всегда приятно услышать человека, который произносит с серьезным лицом несусветную чушь. При этом при прослушивании в текстах её не замечаешь, так удачно она растворяется в общем звуковом потоке..
Casa Ukrania — Ouroboros
Всем любителям The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud посвящается. В 2014 году Наталья Гриценко и Леонид Жданов основали коллектив Сasa Ukrania, который должен был совместить электронику и фолк. Конечно, когда слышишь о подобных комбинациях, невольно глаза закатываются. Сколько было попыток и как много из них завершились провалом.
Но в 2015 году выходит альбом "Ouroboros", заставляющий закатить губы и одобрительно покивать головой. А ведь очень даже хорошо получилось. Тут тебе и средневековые мотивы, и неоклассические, и фолковые, и дарк-кантри в гитаре прослеживается, и даже нью-вейв где-то там мелькает за барабанами. А самое главное — приятный изумрудно-пастельный голос Натальи, несколько отрешенный, но прекрасно ложащийся на все эти композиционные изыски.
Abendland — Abendland
Дарк-фолк славился тем, что очень плотно сотрудничал с различными стилями, при этом не терял своих фирменных ноток. Даже можно сказать, что он являясь постмодернистским продуктом всячески приветствовал эклектику. И порой кажется, чем радикальнее звуковые эксперименты музыкантов, тем интереснее у них получается конечный продукт.
Коллектив Abendland — это смесь самых различных жанров: от пост-рока до трип-хопа. При этом сами исполнители в социальных сетях отмечают, что играют эмбиент и дарк-фолк. Хотя я так бы категорически их не засовывал в определенные рамки.
Когда ты попадаешь на страницу bandcamp'a, то можешь прочесть следующий синопсис: "Abendland — это истинная Европа, которой иногда так мало осталось в профанном мире, но которая и сейчас зиждется в жизни нашего духа, в нашем сердце и в наших снах, запах и звук которой каждый раз оживает в кругу Вечного возвращения для тех, кто не потерял способность чувствовать; это непобедимая юность, которая всегда стремится к идеалу".
Сразу бросается в глаза ницшеанское понимание Запада ("abendland" с немецкого переводится как "Запад"). Уже весь готовишься слушать зловещий martial industrial с речам диктаторов, но нет — тебя встречают психоделические вибрации с томными гитарными переливами. И это стало возможным благодаря тому, что Abendland в 2014 году объединением музыкантов Макса Солодовника и Сергея Ягоды из группы Gamardah Fungus, который и был композитором.
Их дебютный полноформатник вышел в 2016 году. На данный момент Ягода покинул коллектив, а его место занял Владимир Кучинский из группы Ворождень.
Wiseword.Nidaros — Бойові Пісні Ортодоксії
Если Death in June — это песни об актуальном, Current 93 — это песни о главном, то Sol Invictus — это песни о прошлом. Как раз нашим Тони Уэйкфордом и стал Сергей Гололобов из Николаева. Без минимально знания история слушатель явно не поймет прикола его песен, а может и у виска покрутить пальцем.
Однако композиции альбома "Бойові Пісні Ортодоксії" 2017 года рассказывают о славных временах, когда гетманы давали прикурить врагам, на Колиивщине происходили восстания, а Олевск был столицей непризнанной республики.
"Отець Михайло править панахиду.
Добре, дітки, били комуністів», –
Задоволено й водночас гірко,
Згадуючи смерті побратимів,
Що в бою з більшовиками впали,
Мовив хлопцям Бульба-Боровець."
"Отец Михаил правит панихиду.
Хорошо, детки, били коммунистов», –
Удовлетворенно и одновременно горько,
Вспоминая смерти собратьев,
Что в бою с большевиками пали,
Сказал ребятам Бульба-Боровец."
Причем в альбоме из десяти песен автор успевает пропутешествовать по самым разным странами и временным промежуткам. Он не посвящает свое творчество исключительно Украине, что делает его творчество интернациональным, сохраняя при этом эстетически-националистический колорит, характерный для дарк-фолка.
И большим плюсом является, что не происходит зацикливание на набивших оскомину приемов этого стиля. Вроде бы оно все такое привычное и заслушанное, но интересные ходы проскакивают и за них невольно цепляешься.
Замкова тінь — Із середньовічних мотивів
Мне очень нравится музыка киевского медивэл-эмбиент-коллектива Маленькі Звірята Суфіни. Долгое время я искал нечто подобное в Украине и нашел — львовскую группу Замкова тінь. Шестеро человек, Маричка Кошелинская, Зоряна Лещишин, Тарас Федорчак, Андрей Лесив, Виктор Мартынюк и Тарас Терлецкий, творят настоящую магию на средневековых струнных и духовых инструментах, а также мужского и женского голосов.
Замкова тінь — это музыка грустных менестрелей. Слушая её, перед глазами предстают маргиналии древних трактатов, суровые расстриги в строгих одеяниях и рыцари в лоснящихся доспехах. Не хватает Юлиуса Эволы на тигре, стреляющего из глаз по драконам.
Песни группы Замкова тінь не собрались в полноценный альбом, но их подборку под названием "Цикл "Із середньовічних мотивів" можно послушать на Youtube.
В целом не хотелось бы завершать обзор на негативной ноте, но мне кажется, что сейчас дарк-фолк некое возрождение в нашей стране, как раз после революции. Но это все яркие, но очень короткие вспышки, которые могут быстро забыться. Этот жанр музыки никогда не был особо популярным, но в нашей стране это такой Грааль, который может в любой момент превратиться в пыль. Поэтому цените и сами создавайте, вносите свой вклад в развитие украинского дарк-фолка.
Напомним, эта статья — часть серии материалов о развитии различных андеграундных музыкальных жанров в Украине. Раннее в серии:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/10-znakovih-gurtiv
Автор обложки — Aнастасия Inri