Portishead - Third (2008)
Мечты сбываются, - и те, кто за долгих 11 лет не потерял надежду услышать новый материал от бристольских гениев трип-хопа Portishead, были вознаграждены сполна: в конце апреля увидел свет третий полноформатник команды, символически названный "Third". Десятилетие - немалый срок даже в рамках человеческой жизни, что уже говорить о музыкальной сцене, где все меняется практически ежедневно?
В далеком 1991-м, когда многие из нынешних поклонников Portishead ещё не слушали ничего, кроме колыбельных и сказок на ночь, в британском городе Бристоле познакомились звукоинженер Джефф Бэрроу (Geoff Barrow), джазовый гитарист Эдриан Атли (Adrian Utley) и Бет Гиббонс (Beth Gibbons), поющая в пабах. Молодые люди основали команду и назвали в честь родного города Джеффа. Первым серьезным проектом новоиспеченного коллектива стала шпионская короткометражка "Убить мертвеца" ("To Kill a Dead Man"): Portishead сыграли в ней главные роли и написали саундтрек. Тогда же вышел релиз "Dummy", синглы с которого ("Glory Box" и "Sour Times", например) известны каждому меломану. А "Portishead" в 1997-м закрепил за группой неофициальный титул "королей трип-хопа". Именно сочетание электронных битов, близких к джазовым инструментальных партий и глубокого проникновенного голоса Бет стало визитной карточкой группы и тем, что так нравилось поклонникам самых разных жанров. Многие пытались повторить успех группы, но не смогли даже приблизиться к своим кумирам. А Portishead, абсолютно не озабоченные вопросом собственного пиара (они даже интервью дают с неохотой), играют сольный концерт в нью-йоркской филармонии в сопровождении симфонического оркестра. Но даже его оглушительный успех не смог убедить группу купаться в лучах славы и строчить альбом за альбомом. Они уходят в тень, и лишь изредка новости о них всплывают на поверхности бурного музыкального моря.
Тем временем поклонники ждут и верят в возвращение легендарной команды. На этой надежде пытаются сыграть аудиопираты: и под маркой "Portishead" на отечественном рынке появляются дебютник "Empathy" британцев Mandalay (на многих популярных файлообменниках и в частных коллекциях до сих пор можно встретить фальшивый "Pearl", якобы принадлежащий бристольцам) и пластинка "Alien", хотя сами музыканты опровергли слухи о своих планах выпускать запись с подобным названием. Они назвали свой третий альбом просто - "Third".
Отличительной особенностью Portishead всегда была мрачная, угнетающая атмосфера - трип-хоповые ритмы вгоняют в транс, гитара словно тихо плачет, а метафоричные рефрены Бет пробирают до глубины души. Поэтому - если вы не уверены в собственной эмоциональной устойчивости, лучше отложите пластинку гениальных бристольцев. Если же готовы - приготовьтесь и к тому, что ожидать от повзрослевшего трио повторения самих себя не придется. Поэтому, если вы ждали именно "третьего" диска этой группы, лучше поставьте "Dummy" или "Portishead", и наслаждайтесь фирменным трип-хоповым саундом группы. Ведь на "Third" трип-хопа намного меньше. Звук стал жестче, мрачней, а впечатление от этого нервного альбома усиливается рваными концовками песен - скачав пиратскую копию до официального релиза, многие не могли поверить, что это действительно "так надо". Стилистически пластинка представляет собой микс из индастриала, пост-панка, даунтемпо, джаза и других течений, так или иначе повлиявших на формирование уникального стиля Portishead образца 2008 года.
Старые Portishead отличаются от новых почти так же, как разнятся между собой треки "Third": стремительно-тревожный "We Carry On" и "Deep Water", в котором слишком высокий голос Бет словно находится в дисбалансе с гитарными кантри-мотивами и хоровым бэк-вокалом; мягкий мелодичный "Hunter" и наполненный измученной безысходностью "Threads", резкий ритмичный "Machine Gun" и волнообразный "Plastic"...
Portishead - это как знак качества. Что бы они ни играли, они делают это в собственной манере. Они непредсказуемые и непревзойденные. Если вы хотите слушать по-настоящему хорошую музыку (неважно, сколько вам лет и сколько из них вы знакомы с бристольским трио) - "Third" должен оказаться в вашей коллекции. Этот альбом переполняет тягучая, зловещая, безнадежная тоска. Непонятная лишь людям недалеким (которые считают Portishead "занудными"), она помогает переосмыслить собственное душевное состояние и пережить небольшой катарсис, оставив по себе тень легкой грусти.
01. Silence
02. Hunter
03. Nylon Smile
04. The Rip
05. Plastic
06. We Carry On
07. Deep Water
08. Machine Gun
09. Small
10. Magic Doors
11. Threads