Как обстоят дела на зарубежном рынке для музыкантов: интервью с Антоном Примаком (Balfor)

Balfor — группа родом из небольшого города на востоке Украины. Сначала это был сайд-проект Thorgeir и Svart, созданный с простой целью - играть black metal. Позже команда расширилась и получила новое название. Первый выпущенный ими  альбом "Volki Severa" был выпущен в составе группы Balfor. Этот дебютный альбом получил лестные отклики слушателей. Такой успех и стал толчком для творчества уже "плывущего корабля" Balfor.

Мы пообщались с основателем и вокалистом группы Антоном Примаком. Он рассказал нам о доме, и о том, как обстоят дела на зарубежном музыкальном рынке

— Спасибо, что уделили время перед выступлением. Отсюда и вопрос, Вы помните свой первый рок-концерт, в качестве фаната, сколько лет было? И как это прошло?

- Первый мой концерт в качестве фаната был в мои 13-14 лет. Это случилось в маленьком городке Луганской области, да и такие концерты там не часто проходили. На мой первый концерт мы пошли вместе с друзьями. Выступала группа Eclipse из Алчевска, если не путаю. Я любил такую музыку всегда, у нас была своя компания, люди, преданные металлу. Это было своего рода движение. Мне повезло быть с единомышленниками.

Balfor

— Можете подробнее рассказать о Вашем доме? Когда были там последний раз?

- С последнего визита домой прошло уже около 6–7 лет, навещал родственников. Если говорить об наших слушателях, то не уверен, сколько их там осталось. Ситуация сейчас в корне поменялась и следить за людьми на востоке страны трудно. Кто разъехался, кто остался - кардинально поменял свое мировоззрение. В начале тех самых перемен мы достаточно четко обозначили свою позицию, на что получили много негатива. Негатив шел с той стороны, откуда берет начало нашего творчества. Трудно судить поэтому, есть ли там кто из наших фанатов сейчас.

— Balfor - одни из немногих, кому есть куда ехать в Европе. И все же Вы говорили, что в Украине люди лучше ходят на концерты, чем там.

- Наверно в Украине мы более известны, чем там. Здесь больше концертов, чаще на виду, и много локальных фанатов. На локальной сцене о себе проще заявить, чем за границей. На Родине есть медиа поддержка, что очень важно. Необходимы инструменты промоушена, мы знаем, как они работают здесь и как ими пользоваться.

У каждой страны есть своя специфика. И если говорить о Европе или Америке, не имея людей там на местах, которые будут продвигать группу на постоянной основе в прессе или интернете, запускать новости об ивентах, достучаться до фанов на и так перегруженном западном рынке достаточно трудно. В Европе на наши выступления приходит в среднем около сотни человек, бывало, конечно, и до 300, а бывало и значительно меньше. Ведь на количество посетителей влияет много факторов, о которых я сказал уже, не только качество творчества. Тут и день недели, и реклама, и страна, город проведения, поддержка других организаций.

— Тур достаточно окупается? Если исключить такие расходы как аренда турового автобуса, организация, дорога, проживание.

- Не думаю, на данном уровне это больше самоокупаемость, "выход в ноль". Окупили затраты, привлекли новую аудиторию, получили опыт. Сейчас мы не можем позволить себе часто куда-то уезжать на 2 недели или больше. У каждого семьи, работы, какие-то обязательства. Мы выезжаем по возможности и готовности.

— Есть какие-то истории из туров? Такая поездка, должно быть, настоящее приключение, тем более в другой стране.

- Я, наверное, склоняюсь к той самой пословице, что существует у музыкантов: "Все что происходит в туре – остаётся в туре". (ред. смеется).

Историй каждый раз много конечно. Была ситуация, когда мы ехали на словацкий фестиваль в 2014 году. Это было в год, когда в Словакии был глобальный ремонт дорог. Ребята ехали с группой Khors в одном бусике, а я ехал на машине отдельно. Туровый автобус со всеми поехал одной дорогой, а я волею случая, другой. Тогда было затрудненное движение по всей стране. В итоге на фестиваль я приехал за 5 минут до выхода на сцену. Ребята переодетые, отчекавшиеся, подготовленные, а я без грима даже. Команда уже была готова выступать без своего вокалиста. В Европе есть правило – если тебя поставили на определённое время, то ты должен выйти секунда в секунду. Но мне очень импонирует такой подход к организации. Когда за полгода до выступления, организаторы уже объявили о нашем участии, и мы заранее точно знаем день и время нашего выступления. Особенно в немецких фестивалях присутствует такой порядок и организованность.

Balfor

— Вам ближе немецкая публика. Но если посмотреть по концертам, то лидируют Польша и Словакия, с чем это связано?

- Да, в Германии более сильная метал-тусовка. Восточная Европа — это бывшие страны социалистического лагеря и там не было того рассвета рока и метала в 60-80-е годы, как это было в Германии, Британии и Франции, соответственно Западая Европа в этом плане на две головы выше. Например, в Германии своя слаженная метал-сцена, со своими локальными звездами и звездами мирового уровня как Kreator. Государство там это поддерживает, мы сами были в клубах и на фестивалях, где спонсором выступает министерство культуры Германии. Поэтому даже если клуб идёт в убыток, или фестиваль не окупился, то все это покрывает такое спонсорство. Это большая поддержка для индустрии и возможность для молодых групп заявить о себе.

И верно, в последнее время мы чаще выступали в Польше и Словакии, но это скорее связано с тем, что туда проще и быстрее добраться. Для того чтобы доехать в Германию или Францию и выйти в окупаемость нужно строить более масштабный тур с бОльшим количеством дат, минимум на две недели.

— В Ваших песнях встречаются шаманские мотивы, сейчас такая форма подачи материала популярна. Как Вам один из последних релизов, клип Velikhan "Hero"?

- Честно говоря, не видел и даже не слышал о такой группе. Если говорить об этнических мотивах, недавно я слышал о группе Motanka, которые выиграли Wacken Battle у нас в Украине и ездили в этом году на сам фестиваль. А если выбирать из украинских групп, которые я слушаю, это больше те группы, с которыми мы так или иначе связаны или общаемся, с Киева - Raventale, Sectorial и Nabaath, с запада Stryvigor и Kroda, харьковчане Khors, Noktural Mortum, Kzohh.

— Какое впечатление на Вас произвело то, что фанатка сделала тату с вашим логотипом?

- Это, безусловно, меня очень приятно удивило. Тем более, что я сам собирался сделать себе что-то похожее. Моя задумка близка к той, что уже набили девушке, поэтому реакция была неоднозначной. Смешанные чувства, ведь круто, кто-то сделал татуировку с нашим артом. И в тот же момент кто-то воплотил мою идею в жизнь еще до меня.

Автор этого рисунка — запорожский художник Вячеслав Nurgeslag Смишко, достаточно известный среди украинской метал-тусовки.

— У вас есть в планах выступления на родине, желание вернуться, так сказать, к истокам? Ведь концерты там прекратились еще до событий 2014 года.

- Конечно хотелось бы, если ситуация наладиться и все будет хорошо. Возможно это будет интересным жестом с нашей стороны, поехать и посмотреть, кто там остался и к чему готова публика. По музыке ведь все тоже ударило. Сейчас проскакивают какие-то ошметки из тех групп, со "старых подвалов". Например, донбасские ребята Datura. Их группа разделилась на два лагеря, есть один коллектив в Киеве, а другой под тем же названием остался там. И не только с ними такое произошло.

Мы планировали вернуться в Луганск, после записи нового материала, над которым работали в то время, но к сожалению, вышло иначе.

— Какой вектор развития намечен для вашей группы сейчас?

- Работаем над новым альбом. Сейчас я не хотел бы много рассказывать о том, как это будет выглядеть в конечном итоге, чтобы это не тяготело над нами. Пусть останется секретом до момента релиза. Скажу лишь одно: ожидайте неожиданного! 

Balfor в соцсетях:

https://balfor.bandcamp.com
https://www.facebook.com/balforofficial
http://balfor.info
https://www.youtube.com/user/balforhorde

Автор фото - Георгий Лазуренко

Neformat.com.ua ©