Declan de Barra - A Fire to Scare the Sun (2008)
Те, кто успел в своё время познакомиться с музыкой австралийской команды Clann Zu, наверняка сильно сожалел, когда в 2005-м этот неординарный проект распался. Сочетание традиционных ирландских мотивов с элементами инди и пост-рока мало кого оставило равнодушным. Да и самое главное - у группы был свой характер, узнаваемое лицо, частично которое сохранил вокалист Clann Zu Деклан де Барра (Declan de Barra). После распада коллектива он выпустил уже два сольника, последний - "A Fire to Scare the Sun" - увидел свет как раз в канун Дня всех святых.
Что-то символическое есть в том, что этот диск, пропитанный атмосферой древнеирландского фольклора вышел в день так почитаемого кельтами Хэллоуина. Творчество ирландца де Барра всегда тесно контактировало с народными истоками, и эта связь не прервалась даже когда Деклан покинул родину и переехал в Авcтралию. Его напарники по Clann Zu были не против, и музыку группы наполнили кельтские мотивы (фольковая атмосфера создавалась умелым использованием акустической гитары, скрипки и бойрана - ирландского бубна), а тексты - непонятная большинству, но очень колоритная ирландская лирика. При этом группа балансировала на грани фолька и современного инди-рока: электронные аранжировки и вполне актуальные англоязычные тексты отчасти возвращали творчество команды к сегодняшней реальности. Путь Clann Zu был красивым, ярким, но недолгим - после двух полноформатников и одной ипишки музыканты решили разбежаться. Отчасти потому, что ещё в 2002-м Де Барра вернулся в Ирландию, и сотрудничать с оставшимися на другом континенте коллегами стало всё трудней.
Без дела Деклану сидеть не пришлось. Он сразу стал неотъемлемой частью ирландской сцены, да и другие его таланты не остались незамеченными. Талантливый аниматор, он снял два мультипликационных клипа ещё для Clann Zu, и не ограничился этим - его работы неоднократно принимали участие в различных фестивалях. Но всё же только лишь визуальное творчество никогда не удовлетворяло его полностью, и ДеБарра выпускает в 2007-м сольник "Song of a Thousand Birds", а через год "A Fire to Scare the Sun". Единственным различием между этими дисками можно назвать более чистый, словно выкристаллизованный звук, в плане же материала и его подачи Деклан продолжает придерживаться намеченной ещё в Clann Zu линии. Направление всё так же можно охарактеризовать как пост-рок/инди/фольк, исполнение всё так же тесно граничит с классической музыкой, и по-прежнему радует полифоническое звучание. И даже больше - ведь в записи этого альбома ирландцу помогали ударник симфонического оркестра Джеймс Дюнн (James Dunne), гитарист Брайан Хоган (Brian Hogan) из фольк-группы Kila, виолончелистка и давняя напарница по гастрольным выступлениям Мэри Барнекатт (Mary Barnecutt), а скрипичные и альтовые партии исполнила Кора Венус Лунни (Cora Venus Lunny) - кроме виртуозного владения инструментами, эта известная исполнительница продемонстрировала вокальные данные, спев вместе с де Барра заключительный трек "Red Forests".
Такой достаточно необычный состав профессионалов просто не мог выдать низкопробный результат. Но одних лишь виртуозов недостаточно: необходима сердцевина, которая соединила бы всё воедино. В данном случае - это харизматичная личность Деклана де Барра. Его сильному голосу с широким диапазоном одинаково хорошо удаются как лирические композиции (например, уже упомянутая композиция "Red Forests" или "Until the Morning Comes"), так и жёсткие динамичные треки (одна из самых сильных на альбоме "57 Years"). Стоит отметить, что лирика этого альбома полностью англоязычная, однако ирландский дух сохранили аранжировки - ярко расставленные акценты вкупе с продуманными паузами дополняют создаваемый классическими инструментами и нестандартной перкуссией эффект.
Но не только удачные музыкальные ходы привлекают внимание к этой пластинке - в музыке Деклана чувствуется неподдельная открытость и честность. О процессе написания альбома де Барра вспоминает так: "Мне бы хотелось сказать, что это было легко, но это было похоже на то, словно мне вырывали зубы ржавыми клещами и заталкивали обратно, окунув в соль". И вымученный альбом получился неоднозначным: с одной стороны он словно обнажает душу музыканта и слушателя, выставляя напоказ все слабости, но с другой - помогает раскрыть собственную внутреннюю силу, мощную и естественную, испокон веков кипящую в человеческом сердце.
Также де Барра самостоятельно нарисовал артворк к этому альбому - по его словам, это словно непрерывный круг: слова и музыка творят в голове небольшой фильм, который может превратиться в песню или же в рисунок. Поэтому же он никогда не комментирует свои тексты, считая, что они призваны создавать в воображении слушателя картины.
"Я горд этой записью, каждую песню я создавал, как свою последнюю. То, что они существуют, - это словно послать ко всем чертям то, насколько трудно быть музыкантом, художником или писателем. Творческая жизнь похожа на 12 раундов, проведенных на боксёрском ринге: после окончания работы ты чувствуешь себя больным и опустошенным, но счастливым", - признаётся де Барра, и этот альбом, в который талантливый ирландец вложил всю свою душу, может стать лучшим саундтреком к приближающейся зиме. Холодный, но с пламенеющим сердцем.
01. Until The Morning Comes
02. Brightest Star
03. On And On
04. Diamonds
05. Johanna
06. Beautiful One
07. Ghetto 101
08. 57 Years
09. Scraps To Feed Bones
10. Red Forests