Чумацький шлях - Тисячі років (2018)

Есть мысль, что многие из читающих этот текст, знакомы со словом "зашквар", но я все же попробую немного институализировать, дать определение этому понятию на случай, если с ним кто-то не знаком. "Зашквар" - это реальная или гипотетическая ситуация, при которой то или иное действие, будучи абсолютно нормальным в вакууме, классифицируется как нечто, что позорит личность. Порой таким становятся не только действия, но и явления. Так, шествуя по плечам, понятие "зашквара" утащило с собой головы Nickelback, Fall Out Boy, Linkin Park, Skillet и некоторых чуть менее популярных, но стабильно олицетворявших собой понятие "альтернатива". После этого, аки главная героиня игры Hellblade, "зашквар" забрал и повесил себе на ремень голову "босса" - собственно, самого понятия альтернативной музыки.

Играть альтернативную музыку в 2018 году - это действительно не очень благодарное занятие, поскольку добрая часть потенциальной аудитории отсеивается уже на этапе определения жанровой принадлежности, а альтернативный метал, который играет Чумацький Шлях, и вовсе считается низкорослым братом в семье дварфов. Именно поэтому рецензировать мини-альбом "Тисячі років" мы с вами будем в чистом вакууме: никаких языковых, религиозных, гендерных, классовых, жанровых и даже возрастных предубеждений.

Претенциозность > Свидетель Иеговы

Так вот, "Тисячі років" - это украиноязычной, немного христианский, по-настоящему зрелый мужской альтернативный метал, который отчаянно, с назидательностью Луперкаля, стремится научить вас жизни. "Тисячі років" (трек, а не сам мини-альбом), например, чуть более, чем полностью, состоит из призывов и деления ситуации на две части - если делать, как мы говорим, то будет хорошо, если продолжите делать так, как делаете, то все будет плохо. Это, кстати, классический приём из школьных турниров по дебатам, и нельзя сказать, что он не работает.

Правда, "работает" он не за счет текстовой составляющей, а благодаря относительно приятной мелодии и ярко выраженной мизантропичности. Если куплеты звучат как проповедь претенциозного молодого священника, изучавшего литературных предшественников Сервантеса вместо Библии, то припевы - фильтрованный, упрощенный и переведенный на украинский язык Шопенгауэр. Посыл, в принципе, не самый тривиальный, но нельзя сказать, что очень сложный. В текстовой составляющей хотелось бы видеть меньше негативных коннотаций, ибо группа рискует скатиться в так называемый ров с "металлистами-нытиками", а этого мы коллективу ни в коей мере не желаем. Возможно, Чумацькому шляху стоит присмотреться к группам, исповедующим психологию позитивной агрессии, поскольку по музыкальной составляющей эта философия очень хорошо бы подошла команде.

Эта ситуация, к слову, неплохо отражает общее положение дел - "нытики" и "давай, ломай тут все вокруг" пользуются все более ограниченной популярностью, тогда как коллективы, предлагающие что-то, конструирующие и деконструирующие, приобретают эту популярность. В Украине это процесс немного притормаживает, но, держа в уме почти три десятка лет пропаганды идеи, что украинец = жертва, все равно идет довольно резво. Очень бы хотелось увидеть и услышать современный звук с жизнеутверждающим и стимулирующим посылом от Чумацького шляху, ибо группа очень даже может.

Полцарства за сопилку

Теперь к музыке. Сводил, насколько мне известно, Ярослав Вильчик, и свёл довольно хорошо, разве что порой низкие частоты немного смазываются - это, впрочем, можно списать на не самый высокий уровень моей аппаратуры. Акцент, как и полагается в жанре, отдается гитарам и чуть более плотно посаженному вокалу, который традиционно страдает в нашей и без того многострадальной альтернативной сцене. Многие, очень многие коллективы упускают из виду тот момент, что средний слушатель всегда ориентируется на вокал - текст, подача, уровень исполнительского мастерства и качество записи этого компонента играют ровно такое же значение, как и все остальные инструменты вместе взятые. Потратить лишнее студийное время на перезапись или немного денег на преподавателя по вокалу - не худшая мысль, которая могла бы прийти музыкантам в голову.

Сам инструментал разбирать по косточкам смысла нет - классические риффы, политые дисторшном и аккуратно обрезанные по частотам (почти уверен, что нижнему диапазону знатно так досталось от эквалайзера). Есть в английском языке слово "sharp", которое обычно переводится как "резкий", но у братьев-англосаксов имеет чуть более широкое значение. Так вот, гитары на альбоме недостаточно "шарп", порой кажется, что кто-то уронил их в мыльницу и забыл протереть. С учетом того, что лидирующие роли на альбоме отданы как раз вокалу и гитарам, это не очень воодушевляет.

Бас-бочка явно теряется на фоне гитар - я с радостью бы послушал треки с этого альбома на концерте, где бочка, как правило, звучит намного полнокровнее. А вот сопилка пришлась к месту во всех моментах своего появления, более того, она явно тащит за собой треки, перебирая на себя роль дирижера и придавая необходимой мощи песням. Возможно, имело бы смысл ввести сопилку в ансамбль инструментов на постоянной основе, проводя при этом манипуляции с цифровой обработкой ее партий.

***

Как бы то ни было, группа существует уже десять лет, и со своей работой справляется относительно неплохо, но "Тисячі років" показывает, что пространства для роста у коллектива не просто много - его бесконечно много. Да, семья, работа, мало времени, запись дорогая и все в этом духе, но...Но слушателю на это наплевать. Слушатель хочет мяса, а ему приносят гренки с яичницей.

Думки, висловлені у рецензіях, передають погляди самих авторів і не обов'язково відображають позицію Neformat.com.ua

Чумацький Шлях у соцмережах:

https://soundcloud.com/ch-sh-band
https://www.facebook.com/chshband/

Neformat.com.ua ©

1.Ламай (feat. Ярко Себало, Joryj Kłoc)
2. Тисячі років (feat. Мяч Дредбол)
3.Кольорові звуки
3. Віддай

16.03.2018