Вадим Казаков (Cheshires): все свое творчество я строю на ощущениях
Группа Cheshires была основана на берегах солнечной Одессы в далеком 2004 году. За плечами группы – 13 лет творческого пути, 5 видеоклипов и 4 студийных альбома. Последний из релизов – пластинка "Суперминор" – была записана известным киевским саундпродюсером Сергеем Любинским и вышла в начале 2017 года. В сентябре Cheshires отправились в украинский тур в поддержку альбома. А уже 20-го октября музыканты презентуют "Суперминор" в киевском Mezzanine.
Лидер группы Вадим Казаков рассказал Neformat.com.ua про стилистические особенности, общую идею "Суперминора", а также про старый-новый сингл и слонов, улетающих на Север.
- До концерта Cheshires в столице остается пару дней. Готовы презентовать Киеву "Суперминор"?
- Как я уже много раз говорил, “Суперминор” – главная пластинка, самая масштабная работа за всю историю нашего коллектива. А концерт в столице, разумеется, наиболее важный из тех, которые мы играем в рамках тура с альбомом. Вот и получается, что впереди наше главное событие ever. И мы, конечно, волнуемся. Хочется думать, что готовы, вот и проверим :)
- Музыку Cheshires можно вполне назвать уникальной – во всяком случае, сходу похожих по звучанию и общей концепции исполнителей на отечественном пространстве не назовешь. Как думаешь, с чем это связано? И насколько это просто - быть единственной командой в своей нише?
- Я сам недавно и не без удивления открыл для себя это обстоятельство. Ну то есть я, конечно, видел, что вроде бы никто похожих вещей у нас не делает, и даже Кноб (саундпродюсер Сергей Любинский – прим.) мне на это намекнул во время записи, когда я забеспокоился, что что-то там звучало "как у других". Но в лоб мы с этим столкнулись, когда занялись поиском групп для локального саппорта в городах. И оказалось, что найти близкие по стилю команды вообще невозможно – их попросту нет!
При том, что мы не стремились никогда специально создавать какую-то уникальную музыку. Наоборот, мне казалось, что мы делаем вполне очевидные вещи: простая песенная форма вида "куплет-припев-кода", тут добавляем тяжелых гитар, тут немного электроники… Руководствуемся всегда логикой и собственным ощущением музыки, а не стремлением завернуть аранжировку позаковыристей. И вот внезапно наша группа не имеет аналогов в стране, ха-ха! На первый взгляд это круто, но мне кажется, что дела обстоят несколько иначе. Мы не единственная группа в своей нише – этой ниши у нас в стране вообще нет! И нам ничего не остается, кроме как создать ее самим. Вопрос лишь в том, хватит ли у нас сил.
- Все тексты Cheshires – русскоязычные. В наше время на украинской сцене это целый вызов и свидетельство нерушимой веры в выбранный формат. Не рассматривал ли ты когда-либо другие варианты для лирики песен?
- Это не вызов, это естественный для меня способ творить – писать на том языке, на котором думаешь, на котором строчки стучаться в голову. И я пока не представляю, как это можно делать иначе. Наверное, это непрофессионально, зато искренне, а искренность я в творчестве ставлю во главу угла.
Действительно, быть русскоязычным артистом становится все труднее, и это уже даже выглядит как вызов, когда на самом деле все, чего ты хочешь, это просто делать музыку и писать песни на том языке, на котором получается. Наверное, это можно было бы компенсировать намеренным выпячиванием своей патриотической гражданской позиции, но этого я делать тоже не буду. Такое положение дел меня расстраивает, конечно, хотя я прекрасно понимаю, что в сложившейся политической ситуации оно более чем закономерно. Пока что я наблюдаю, но, честно говоря, уже подумываю над тем, чтобы сделать трек на украинском – не по зову сердца, а скорее чтобы помочь быть услышанным остальному нашему материалу. Надеюсь, получится.
- На прошлой неделе вы представили сингл “Север”. Но это – не совсем новый трек, а песня с целой многолетней историей. Расскажи немного об этом.
- У себя в уютном Фейсбучике я уже рассказывал, что релиз этой песни – пример победившей демократии. Потому что ее появления очень хотели все в группе, кроме меня. Это одна из первых песен, которую я написал лет, наверное, в 15, она вошла в нашу дебютную пластинку "Айлурофобия" – правда, в совершенно другой аранжировке – и как-то так получилось, что при всей своей неординарности относительно остального нашего материала эта песня дольше всех задержалась в нашем концертном плейлисте. То есть мы играем ее столько времени, сколько существует группа.
Сейчас она уже кажется мне каким-то детским баловством, но мы все равно ее почему-то играем. И когда писали “Суперминор”, у нас был как бы бонусный трек "в подарок", и мы решили ее увековечить в том виде, в котором она звучит сейчас, а поменялась она за годы очень сильно. Но в альбом она совершенно не клеилась, поэтому решено было зарелизить ее отдельным синглом, что мы и сделали.
- Что в “Севере” точно новое и запоминающееся – так это обложка сингла. Как такой серьезный трек обрел столь милейшую визуализацию?
- Серьезный? Ахаха)) Он не казался мне серьезным даже когда я его сочинял в самом разгаре своих подростковых влюбленностей. А остальной материал у нас как-то наоборот все серьезнее становится со временем, поэтому я и был вообще изначально против того, чтобы давать песне вторую жизнь в студии, меня просто убедили. А эта обложка как раз поставила ее на место – все вместе это стало таким очевидным стебаловом, что я перестал стесняться этой песни и даже рад, что у “Суперминора” появился такой контрастный маленький антипод. Так веселее.
- Вернемся к главному “виновнику торжества” – альбому “Суперминор”, который вышел в начале этого года и сейчас презентуется в рамках тура. Можешь ли сказать, что для тебя этот релиз – качественно новая планка в творчестве?
- Да, безусловно.
- Чем для тебя является идея "Суперминора"? Что ты сам вкладываешь в это слово? И есть ли свет в конце тоннеля?
- Все свое творчество я строю скорее на ощущениях, нежели на смыслах. Поэтому объяснять значение строчек песен или названий не то что не люблю, а просто не могу – это пустые слова. То, что я писал про эту пластинку для пресс-релиза, я писал просто потому, что что-то необходимо было сказать про идею релиза по законам шоу-бизнеса (будем называть это так). Кому нужен ответ на этот вопрос – вот вам простая инструкция: включаете альбом, слушаете его от начала до конца, желательно не фоном, а вникая, и с последним аккордом “Острых предметов” вы сами поймете, есть ли он, свет в конце тоннеля. Но это будет ваш личный свет (или мрак), универсального ответа просто нет.
- Какое же интервью без банального вопроса. Есть ли у тебя любимый трек в альбоме “Суперминор”?
- И мой любимый ответ: нет.
- И напоследок – твой личный топ-5 самых интересных релизов 2017.
- Все релизы из моего топа вышли много лет назад, самое ближайшее – парочку. Я всем говорю, что в музыкальные критики не гожусь совершенно, потому что музыку оцениваю не как "хорошо/плохо/ничо так", а исключительно как "мое/не мое". И "не мое" – это почти 100% всего, что выходит.
На удивление хороший альбом выпустили Би-2, от которых я уже давно ничего не ждал. Он целиком состоит из настоящих песен. Прекрасно, когда автору есть что сказать спустя столько лет успешной карьеры. Уже несколько дней в машине по кругу.
Ожидаемо классная новая Lana Del Rey, ударившаяся кроме прочего в коллаборативные эксперименты с рэперами. Под Лану классно работать за компьютером.
Довольно скучный, как на первые пару прослушиваний, новый Marilyn Manson, хотя примерно так же я сперва характеризовал чуть ли не каждый его релиз, включая мой любимый "Eat Me Drink Me". Скорее всего, расслушается еще – поразительное свойство Мэнсона раскрываться не сразу.
В тяжелой же музыке для меня наиболее интересно, сколько можно заниматься самоповторением и повторением друг друга. Это мой любимый жанр, но радует он, к сожалению, крайне редко, и уж точно не в этом году.
Я же говорил, даже пятерки не набралось.
P.S. Почитать обзор на Cheshires - Суперминор (2017) можно здесь.