Music Meets Art Vol. 3
В 1980-е развитие альбомного арта пошло бешеными темпами. Лавину записей, как и художеств к ним, было не остановить. Каждая пластинка и кассета получали какой-то эксклюзивный рисунок или фото.
В то время на волне была научная фантастика и критика западных политических режимов. Все это получало свое отражение в работах музыкантов и художников. В конце концов, "Империя зла" уже выдыхалась, и было понятно, что она дойдет до своего логического завершения. Дизайнеры и художники вовсю начали спекулировать советскими образами, тем более, что они стали доступны для западных масс.
В этом обзоре 3 континента, 3 страны и чертова дюжина исполнителей, оставивших свой след в альбомном арте на многие научные и популярные труды вперед.
"Возвращение в трауре" стал знаковым альбомом для эпохи 1980-х. У The Beatles был "White Album", а AC/DC своим "Back in Black" начали целую эпоху "черных альбомов". Его название связано с тем, что релиз был выпущен после смерти их вокалиста Бона Скотта.
Это первый релиз, который группа записала с Брайаном Джонсоном. Он выполнен полностью в черном тоне, присутствует только выделение букв окантовкой, чтобы можно было прочитать, что на обложке. Подобное оформление напрямую связано с названием альбома, так как музыканты AC/DC скорбели об утрате своего первого вокалиста.
Несмотря на такое оформление, "траур" сводился на солнечных Багамах, так как в Британии группа не вписалась в график, а доступных студий на тот момент не было. Правда, острова накрыло тропическими штормами, об этом есть в припеве на "Hells Bells".
Во время записи их успел напугать ворвавшийся в студию краб, а колокола, звучащие на альбоме, пришлось записывать из церкви, стоявшей рядом. В итоге, альбом стал одним из самых продаваемых в мире.
И чтоб два раза не вставать, давайте сразу и об INXS "Underneath the Colours", вышедшем в 1981 году. Оформление альбома, как и его название, было взято из одноименной линогравюры Cyril Edward Power, художника, архитектора и преподавателя. Он знаменит тем, что участвовал в проектировке здания английского Главпочтамта и дома короля Эдварда VII.
На "Underneath the Colours" изображены танцующие пары или же просто повторяющаяся танцующая пара в модерновом стиле. Изображения мужчины и женщины угловаты. Возможно, это отсылка к появившемуся в начале ХХ века кубизму. Повер не раз в своих лекциях упоминал Пикассо.
Сам альбом для INXS стал вторым LP, однако коммерческого успеха эта пластинка добилась лишь спустя годы. Только после того, как к группе пришла мировая известность, он был издан за океанами в 1984 году.
В 1980-е киберпанк утвердился как стиль. В воздухе витала атмосфера какого-то ожидаемого цифрового коллапса, до глобализации информационного пространства оставалось каких-то лет 20. На этом фоне активно использовались атрибуты цифровой тематики в искусстве. Оформление The Police "Ghost in the Machine" стало одним из ярких тому подтверждений.
Само название альбома Стинг взял из одноименной книги Артура Кестлера. В наших широтах ее зачем-то перевели как "Дух из машины". Хорошо, что группа Самнерса не стала называться "Милиция".
Вокалист The Police в свои молодые годы увлекался философскими и психологическими течениями, поднимавшими проблематику становления разума в теле и опиравшимися частично на дуализм Рене Декарта. Это не могло не отразиться на творчестве и нашло своё проявление в названии альбома.
На самом оформлении изображено три семисегментных индикатора, которые в своей верхней части символично дублируют прически трех участников коллектива. Посередине Стинг тех времен.
В описываемую нами эпоху "Империя зла" наконец стала так и называться. Образами Soviet Union стали активно спекулировать и потихоньку поднимать железные кулисы. Один из таких примеров –- это оформление Depeche Mode образца 1982 года.
Обложка альбома "A Broken Frame" представляет собой фото, похожее на картину эпохи соцреализма. На нем изображена женщина, которая косит зерно в поле восточной Англии, неподалеку от Даксфорда в Кембриджшире.
Работу выполнил фотограф Брайан Гриффин. До этого он уже работал с DM, делал снимки для Speak & Spell. Фото так похоже на картину, потому что автор использовал микс естественного и искусственного освещения.
Гриффин в этом снимке вдохновился украинским искусством, в особенности работами Казимира Малевича. А также тогда его увлекал германский романтизм. Позднее этот снимок станет обложкой журнала Life за 1990 год, в котором опубликуют лучшие снимки десятилетия 1980-х.
Depeche Mode потом еще не раз будет использовать символы СССР в своих работах. Один из самых ярких – это автомобили в клипе на песню "Stripped" которые Gaham & Co. крушат кувалдами.
Сложно сказать по музыке, был ли Туманный Альбион в 1980-е годы лидирующим и максимально производящим на свет качественный музыкальный продукт. Но факт того, что наиболее андеграундные, безумные и экспериментальные вещи рождались там, в десятилетие Маргарет Тэтчер, отрицать нельзя.
Рядом с необычным и странным часто нога в ногу идут агрессия и протест. В случае с двумя следующими британскими героями, так и получилось. Мы решили не разделять в разные оформления хардкор-панковый Discharge "Hear Nothing See Nothing Say Nothing" и пост-панковый (нет никакого желания цеплять слово инди к этой группе) The Smiths "Meat Is Murder". У обоих оформление весьма жесткое и имеет конкретный посыл в массы.
Арт к альбому первого коллектива создавал вокалист группы Kelvin "Cal" Morris. Смысл самой работы был в анти-апатичности, ибо, как сказано в описании "головы тех, кто ничего не слышит, ничего не видит, ничего не говорит, превратятся в капусту". Все четыре довольно резких образа на обложке — это отсылка к фотомонтажу немецкого художника 1930х годов Джона Хартфилда.
Кстати, Discharge использовали его знаменитого голубя мира образца 1932 года, наколотого на фашистский штык в качестве оформления еще одного своего релиза. Эта отсылка неспроста — до Второй Мировой адепты движения "Дада" гнобили популярную музыку, считая ее буржуазной прихотью.
В принципе, хардкоровцы выступали приблизительно за тоже самое, только с проекцией на свое время, то есть они топили за шумовую составляющую против обычной музыки в качестве инструмента в борьбе с глобальным статусом-кво.
Discharge дали мощный импульс и повлияли на современную панк-хардкор сцену в идеологическом, музыкальном и визуальном плане. D-beat, Scandi-crust, Japanese Hardcore, US crust – все с уважением отзываются о первопроходцах.
Discharge были одними из первопроходцев в панк среде, где создание обложки с помощью коллажа из газетных вырезок не считается чем-то зазорным, а наоборот даёт понять меломану какой идеологический посыл можно ожидать от данного релиза.
С The Smiths дела обстояли приблизительно также. Стивен Патрик Моррисси, несмотря на свои романтичные тона в голосе и гармонию вздохов в песнях, на самом деле тот еще скандалист. Выше упоминалась некая Маргарет Тэтчер, которой лиричный вокалист в свое время посвятил прижизненную эпитафию.
Скандальных выходок у лидера The Smiths хватает и по сей день. Но, одна из самых известных — это альбом "Meat Is Murder". В этом релизе важно всё – от названия и пропаганды вегетарианства до самой обложки. В последней The Smiths использовали кадр из ленты "In the Year of the Pig", режиссера Emile de Antonio, о вьетнамской войне, снятой в 1968 году (в 1969 её номинировали на Оскар как "Лучший документальный фильм"). На оформлении изображен солдат той поры в каске с надписью "Make War Not Love"– переиначенный хиппанский слоган. В тиражах пластинки, выходившей за пределами США и Великобритании, надпись поменяли на название альбома.
Пока у нас в описании встречался только британский конгломерат со своей колонией для каторжников, а по другую сторону Атлантики, в самой свободной стране, продолжали происходить революции в альбомном арте не меньшего масштаба.
Фантастика в ХХ столетии была популярна всегда, но в 1980-е произошло обострение в сторону ее научной составляющей. Под нее, в ту эпоху, возникла масса стилизаций, в том числе и в ретро-стиле. Тогда, в США отличились ZZ Top со своими двумя релизами "Eliminator" и "Afterburner".
Сейчас уже невозможно представить один альбом без другого. Оба оформлены в одинаково яркой манере, характерной для того времени, и в первом присутствует как раз ретро, а втором футуризм. Для альбомного арта "Eliminator" был использован классический Форд-купе 1933 года выпуска с одноименным названием.
Эта машина принадлежала фронтмену группы Билли Гиббонсу. Он ее неоднократно тюнинговал, а также ZZ Top часто использовали её в своих клипах. У самого термина "Eliminator" масса значений, одно из которых на американском сленге означает «победитель дрэг-рэйсинг заезда».
Логическим продолжением альбома 1983 года стал вышедший спустя 2 года "Afterburner". Основным требованием к оформлению у ZZ-Top был тот самый Форд. Он обязательно должен был быть на обложке. В этот раз, альбомный арт делал художник Барри Джексон, который известен своими работами для мультфильмов "Кошмар перед Рождеством" и "Шрек".
В итоге хот-род вышел футуристическим, что неудивительно, так как "Afterburner" означает самую горячую часть пламени, которая выходит из сопла и дожигает до полного ускорения. Космические пейзажи с участием ретро "Eliminator" 1933 года рождения отлично показаны в клипе группы на песню "Rough Boy".
Кто бы что ни говорил, но панк, также как и хардкор, все же родились в Америке, а не в Англии. Уже в 1986 году Dead Kennedys сворачивали свою музыкальную деятельность и выпустили последний, четвертый по счету LP "Bedtime for Democracy".
Название релиза — это аллюзия на фильм "Betime for Bonzo", в котором снимался тогдашний президент США Рональд Рейган. Джило Биафра неспроста решил поиздеваться над тогдашним главой страны. В релизе встречается резкая критика Рейгономики и демократических институтов в целом.
На оформлении альбома отчетливо видны пороки и заблуждения американского общества того времени. Критика режима в духе Dead Kennedys: вертолет с инъекцией лжи в руку статуи Свободы, денежная купюра с надписью "Мы народ", торчащая у нее из носа, шаттл NASA, врезавшийся символу Америки в глаз, военные, белые воротнички, свастики и много чего еще можно встретить на оформлении релиза. А если детально изучить его под увеличительным стеклом, можно увидеть ещё больше!
Говоря о 1980-х, будет прямым святотатством не упомянуть industrial. Это направление в ту эпоху проехалось по слушателям так, что последствия разгребаются до сих пор. Картинка от представителей направления того времени то еще психическое телевидение. Вот о нем, пожалуй, и поговорим.
В 1984 (знаковый год, не правда ли?) Дженезис Пи Орридж со своим коллективом Psychic TV выпустил в свет нетленочку "Those Who Do Not". Многие наверняка видели череп, у которого на лбу вырезано лого группы, напоминающее какой-то оккультный символ. На фоне крануса изображен стилизованный квадрат, слева буква "Е", а справа цифра "23".
Вообще, у релиза два варианта обложки. На втором, ставшим классическим варианте, показана небольшая толпа людей на черно-белой фотографии, которые спускаются, видимо, с горы, удаляясь от ритуально-мистической белой фигуры. Альбом выходил в двух дизайнах – черном и красном, ограниченным тиражом по 5 000 копий каждый.
При записи "Those Who Do Not" в Исландии, музыканты использовали оригинальный, изобретенный ими, инструмент Пиорриджметр. На самом деле – это был всего лишь переделанный под нужды Psychic TV обычный семплер.
Не меньшим кощунством, на наш взгляд, было бы замалчивание факта существования Iron Maiden и их маскота Эдди. Про это явление у музыкальных групп мы будем делать отдельный материал, но "Somewhere in Time" 1986 года мы без внимания в этой статье оставить не можем.
В обложке к этому альбому зашифрована такая масса фактов, связанных с 10-летней историей группы, что по ней нужно писать отдельную заметку. Мы приведем некоторые из них, а весь перечень вы можете прочитать сами знаете в каком киберсправочнике. Только лучше в английской его версии.
- На оформлении присутствует ночной клуб Sand Dune. Песня группы "To Tame A Land" написана по мотивам книг о планете Дюна. А надо сказать, что тогда на эпопею Фрэнка Герберта был сумасшедший спрос, что неудивительно, ибо научная фантастика.
- Еще один факт посвященный фантастике – в левом нижнем углу, вдалеке, изображен кинотеатр имени Филипа Дика. А над ним на входе анонсируется "Бегущий по лезвию" в виде надписи "Live After Death / Blade Runner".
- Над клубом "Rainbow" приземлилась TARDIS из "Доктор Кто?", а напротив нее под баром Tehe's стоит Бэтмен. Как будто что-то должно вот-вот произойти. Правда, еще не было подобного кино или комиксов, в которых бы Повелитель времени схлестнулся бы с Человеком-летучей мышью.
- Есть две надписи на русском: "Кефир" и "Меня рвет" (взаимосвязь прослеживается) и на иврите: "Джин" и "Имя Бога", которое нельзя произносить вслух.
Этот album art рисовал небезызвестный Дерек Риггс. На этот раз Эдди превратился в персонажа из будущего и стал походить на что-то среднее между боевым андроидом и терминатором. Необходимая дань тем временам.
Но не фантастикой единой. Веселья в музыке тоже было хоть отбавляй, а поскольку это была эпоха музыкальных открытий, то пространства для экспериментов "на грани" было предостаточно.
Без юмора и синтеза стилей не было бы "Licensed to Ill" от Beastie Boys. До сих пор его настоящее название "Don't Be a Faggot" вызывает улыбку во весь рот. Поскольку у нас статья русскоязычная, то можно позволить себе не зачеркивать некоторые слова в названии.
Конечно, выпускающий лейбл Def Jam Recordings попросил поменять имя релиза на более нейтральное. Конечно, белая хип-хап троица это сделала. На удивление, при этом, компания согласилась на выпуск обложки с разворотом. В полном виде на ней изображен врезающийся самолет, похожий на тушащийся сигаретный окурок. Из интересных фактов в оформлении – обратите внимание на хвост воздушного судна, цифры на нем в зеркальном отражении читаются как "Eat Me". Автора всего этого визуального хулиганства зовут David Gambale, более известный как World B. Omes.
А еще (из смешного) в альбоме принял участие Керри Кинг – гитарист Slayer, которые в это же время писались в той же самой студии, что и Beastie Boys. Кроме того, рэппера смешали в треке "Rhymin' and Stealin'" Led Zeppelin и Black Sabbath — от одних они взяли барабаны, а от вторых гитару и порезали на сэмплы.
Следующих героев на сэмплы в тот период никто еще не резал, так как металлисты были тогда суровые и могли ударить с кулака. А с тем учетом, что кожа, косухи, "болты" на пальцах и вся атрибутика могли даже в душе не сниматься, то можно представить себе уровень суровости, например, поклонника Motörhead.
Что, собственно, и видно из обложки альбома, где есть сжатый кулак с болтами в виде черепов. Суровость и прямолинейность на лицо (или по лицу?). Этот релиз нельзя было не упомянуть, ибо практически каждый Motörhead — это что-то культовое и свое, отдельное отражение эпохи в музыкальной субкультуре. Группа за все время не меняла своей линии и это делает им честь.
После 2015 года (Лемми Килмистер умер 28.12.2015 — ред.) группа вообще стала в очередной раз культовой и выяснилось, что у нее в два, а то и в три раза больше фанатов, чем казалось. Если судить о популярности по принтам на одежде, их можно сравнить разве что с Ramones…
И, поскольку, мы в этой статье пытались сбалансировать два полушария, две страны, Старый и Новый Свет, то в противовес Motörhead с Западного полушария громко и бескомпромиссно заиграла Metallica со своим "…And Justice for All". Как и у первых героев части 3 про Музыку и арт, у Metallica в этом альбоме дебютировал Джейсон Ньюстед, пришедший на смену трагически погибшему в 1986 басисту Клиффу Бертону. То есть события, сопровождавшие выход релиза, не блистали оптимизмом.
В Америке 1980-х годов, политическая и социальная структура общества подвергалась жесткой критике со стороны представителей тяжелой сцены (см. Dead Kennedys выше — ред.). Это связано с гонкой вооружений, ядерными и космическими программами, торжеством общества потребления, уровнем преступности. Поэтому ничего удивительного, что Metallica решили использовать политические мотивы в оформлении своего четвертого LP.
Сам альбомный арт рисовал Стивен Горман по наброскам Ларса Ульриха и Джеймса Хэтфилда. На пластинке изображена Фемида, которую сталкивают с постамента. На ее весах лежат доллары, а грудь обнажена. Само название альбома музыканты специально отобразили шрифтом в виде граффити. Фраза "…And Justice for All" является частью клятвы флагу США.
В альбоме остро отображена военная тематика. В особенности, это касается песни "One", история которой напрямую связана с книгой Далтона Трамбо "Джонни взял ружье". По ней, впоследствии, был снят фильм, а о песне, клипе и концепции, со всем этим связанной, были написаны труды и, возможно, даже диссертации.
Материал вычитывали, дополняли\урезали, комментировали: Филипп Добров, Валерий и Юлия Корневы, Александр Масовец, Ярина Денисюк. Огромное им спасибо!
To be continued… in 1990's
Материал подготовлен при поддержке:
RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter
Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK
Все части материала тут:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/music-meets-art
All images are copyrighted by their respective copyright owners.