Music meets Art vol. 2

Что такое album art, кто его придумал и в каком направлении он развивается. Как преобразить звуки в рисунок, и какие художники сотрудничали и продолжают сотрудничать с музыкантами. Об этом и многом другом в продолжение нашей серии статей.  

Наступили 1970-е, а с ними в мир музыки пришли революционные изменения: в звуке, образах, подаче, подходу к поведению на сцене, раскрепощенности и коммерциализации экспериментов. Эти факторы коснулись album art так же, как и все остальные сферы звукового мира. Десятилетие отпускало от психоделии медленно, с заездами на острые и тупые углы подсознания. Топовые группы выдавали на-гора массы продуктов один лучше другого. Художники только и делали, что чистили свои инструменты, ведь каждым утром нужно приступать к рисованию очередной обложки альбома. Фотографам тоже не приходилось уныло сидеть без дела. 

Развивать тему "Music Meets Art" мы планируем индуктивным методом, то есть от общего к частному. Перешагивая через десятилетия, мы вернемся в начальную точку и разложим на молекулы те обложки, которые посчитаем нужными. Так же мы разберем по растрам и векторам каждый сегмент картинки, но сейчас предлагаем вам пуститься в воздухоплавание сквозь эпохи. Сверху лучше видно, и пусть это будет вальяжный полет на дирижабле – с его скоростью хватит времени задержать взгляд на нескольких изображениях. 

Одним из самых плодотворных коллективов шумных 1970-х были Led Zeppelin. За это десятилетие они записали 5 альбомов, 3 из которых часто упоминаются критиками – причем не только из-за содержания. Первым в этом списке идет "Led Zeppelin IV", вышедший в 1971 году. Его еще называют "неподписанным альбомом". На обложке нет ни одной надписи. Рисунок: на обшарпанной стене висит картина с мужчиной, который несет охапку хвороста. Предположительно она была написана в XIX веке, автор неизвестен. Роберт Плант приобрел ее в одном из антикварных магазинов. На обратной стороне четвертого релиза группы изображены развалины Бирмингема с высоткой Солсбери-тауэр. 

Целью оформления было показать баланс между деревней и городом, напомнить об экологии и чутком отношении к планете, на которой мы живем. Все эти элементы – отсутствие надписей, баланс урбанизма и природы, неизвестный автор из позапрошлого столетия и изображение отшельника с карты Таро внутри неподписанного альбома — та еще пища для размышлений. Очевидно, Пейдж с Плантом еще тогда запустили хороший философский троллинг. 

Джимми Пейдж тогда был просто очарован темными силами и личностью Кроули. Он даже приобрел его особняк. Ходили слухи, что гитарист Led Zeppelin если не подписал договор с дьяволом, то явно пожал руку какому-то из демонов, чтобы группа стала популярной. И действительно, Цеппелины резко пошли вгору. 

Но далее последовала масса неудач и провалов, которые могли привести и привели к непоправивым трагедиям. Собственник земли, продавший дом Кроули Пейджу, покончил с собой, а чиновник, который имел какое-то отношение к сделке, умер в психушке. Роберт Плант чуть не погиб со всей семьей в автокатастрофе, умер барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм, а потом и сын Планта. 

Много странного и нехорошего стало в один момент окружать группу. На эти вопросы Джимми Пейдж вряд ли даст ответы. А увлечение оккультизмом и Кроули в музыке еще много раз даст о себе знать. Следующими в него с головой нырнет группа Coil, но это уже другое десятилетие и другие обложки. 

 

Арт для следующего альбома группы − "Houses of the Holy", тоже достоин отдельного внимания в нашей статье. Уверен, вы видели его много раз. На нем изображены дети, лежащие, сидящие и карабкающиеся по огромным валунам. Этот коллаж был сделан на "Дороге гигантов" − огромных базальтовых колоннах в Ирландии. Моделями для оформления обложки стали 6-летняя Саманта Гейтс со своим 4-летним братом Стефаном

 

Готовые фото с детьми раскрашивались вручную, так как художники Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл хотели добиться солнечной яркости, а погода во время съемок была пасмурной. Оба автора работали в известном британском дизайнерском агентстве Hipgnosis, которое прославилось именно альбомным артом. Контора работала в разное время с Pink Floyd, UFO, The Alan Parson's Project, Genesis и т.д. В этом агентстве также работал Питер Кристоферсон, тот самый из Coil, до которых мы доберемся чуть позже. 

И конечно нельзя не упомянуть "Physical Graffiti", третий и последний в сегодняшнем обзоре знаковый альбом периода 1970-х от Led Zeppelin. На обложке изображено фото симметричного дома, а буквы с названием релиза вставлены в окна. Дизайнером обложки выступил Питер Корристон, который также работал с New York Dolls, Tom Waits и The Rolling Stones. "Physical Graffiti" номинировался на Грэмми как лучшая обложка, и не раз входил в десятки-двадцатки лучшего album art. 

 

Интересные факты: как уже говорилось, в творчестве у музыкантов, так любимых хиппи, есть отсылки к Алистеру Кроули и во время записи "III" в итоге вышло два мастер-диска, которые были подписаны цитатами из книг магистра. На двух оригинальных пластинках красовались фразы: "Do What Thou Wilt Shall Be the Whole of the Law" (Делай, что изволишь - таков весь закон), "So Mote It be" (Да будет так), "Love Is the Law" (Любовь есть закон) или же "Love Under Will" (Любовь в согласии с волей). 

Когда вышел первый тираж конвертов для пластинки, там не было указано имя продюсера Терри Дона Мэннинга. Джимми Пейдж распорядился уничтожить всю первую печать и, вложив свои собственные деньги напечатал новый, в последствии ставший оригинальным тираж для альбома "III". 

О следующей команде нам любезно согласился рассказать Necromandus, который авторитетней любой Википедии может поведать об основоположниках крепкой части тех стилей, что сейчас слушают читатели Неформата. 

Black Sabbath – S/T – Пожалуй, один из самих знаковых альбомов начала 70х. Кто-то может сказать, что "Black Sabbath не первыми начали играть металл", и скорее всего будет прав. Но то, что они первыми начали играть музыку, похожую на дум-метал – это несомненно. 

Немного  фактов. Саббаты записали и свели альбом в начале 70го года, и их менеджер получил около 15 отказов от различных музыкальных лэйблов, прежде чем руководство Vertigo Records (новое подразделение концерна Phillips/Phonogram) изъявило желание издать альбом. 

Кстати, до первой пластинки Black Sabbath у Vertigo насчитывалось аж... шесть релизов. Как обычно происходит в таких случаях – группа вообще не претендовала на то, чтобы хоть как-то влиять на решения по поводу оформления альбома. Дизайном обложки занялся Keith MacMillan (более известен как Marcus Keef). 

Сама композиция обложки состоит из старого здания и женщины, которая больше похожа на призрака. Здание – это водяная мельница Mapledurham, которая находится в Оксфордшире. Эта мельница была построена в 15 столетии,восстановлена после Второй Мировой Войны и до сих пор находится в рабочем состоянии. Женщина на фото была нанята Кифом лично. Кстати если дать волю фантазии, то можно предположить, что она держит на руках черную кошку.  

А теперь, представьте себя на месте меломана тех времен. Телевиденье развито слабо, клипы всё ещё являются большой редкостью, а вся визуализация музыки происходит посредством обложки альбома. Вы покупаете диск, надеваете наушники и слушаете запись, разглядывая кавер-арт.  

И вот, вообразите картину – Вы распаковываете альбом, внутри изображен перевернутый крест, в котором напечатан короткий, но очень мрачный рассказ. Иголка касается пластинки, и первое, что Вы слышите – это раскаты грома и звук колокола. В куче с обложкой, похожей на иллюстрацию к книге-хоррора – это была гремучая смесь, которая послужила отличным стартом для группы, в последствии ставшей классикой хард-рока и металла. 

 

Группа The Rolling Stones с альбомом "Sticky Fingers", пожалуй, замкнет краткий обзор знаковых коллективов, игравших рок-н-ролл в 1970-х. Релиз вышел в 1971 году, и к созданию его обложки приложил руку Джон Паше, который также известен своими работами для Джими Хендрикса, Judas Priest, Дэвида Боуи, The Who и многих других.  Важно отметить, что тот же Паше придумал и знаменитое лого группы – те самые губы с языком, которое и по сей день красуется на футболках меломанов и обывателей. В оригинале на пластинке с джинсами была настоящая молния, открыв которую можно было увидеть белые трусы с именем Энди Уорхолла и подписью, что этого "фото тут могло и не быть". 

Этот дизайн запретили в Испании, заменив его на менее развратный – с отрубленными пальцами в кровавом соусе. На советском пространстве альбом был переиздан, только по-своему. Вместо ширинки, на джинсах была изображена армейская бляха с пятиконечной звездой. Наверное, эти джинсы могли бы запретить и в других странах, но тогда время неумолимо двигалось вперед, уже появлялся панк и даже поздний пост-панк. 

 

За моторное десятилетие семидесятых развилась и продалась масса новых имен и марок. Это утверждение верно и для группы Sex Pistols, пожалуй, одного из самых главных популяризаторов панка в мире. Их единственный студийный альбом "Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols" стал одним из детонаторов-антиподов, взорвавших культуру хиппи. Обложка релиза до сих пор является иконой стиля, хотя в визуальном плане, Пистолеты больше известны своей "Anarchy in the UK" с порванным британским флагом и булавками. Тогда чопорные жители дождливых островов даже не догадывались, что их Union Jack может стать одним из символов панка, чему благополучно поспособствовали подопечные Малкольма МакЛарена. Сейчас, правда, его носят все, кому не лень. 

 

Тем временем, по другую сторону океана уже был CBGB, панк угорал вовсю, и Ramones жгли музыкой и образом жизни не хуже своих английских коллег. Они считаются одним из эталонов стиля, только не по внешнему виду. И если поднимать извечный спор о том, откуда панк взялся на самом деле, то это все-таки будет США, а не Старый Свет. Малкольм МакЛарен с Вивьен Вествуд просто популяризовали его при помощи внешней атрибутики и своего магазина Sex в Лондоне. А стандартный панк 1970-х выглядел так, как Ramones на обложке своего одноименного альбома 1976 года. 

 

Мы уже рассказывали в первой части материала, что album art художники создали для Элвиса чуть ли не готовую дизайнерскую модель, в которую можно вставлять свои изображения и менять буквы в соответствии с названием. The Clash в конце 1970-х так и поступили. Именно конец 1970-х начал открывать для мира эпоху пост-панка. Не то, чтобы его предшественник сильно надоел за такой короткий промежуток времени, просто тогда панк лабали все, кто не умел играть. 

Некоторым это наскучило – например, одним ребятам из Манчестера, которые сходили на концерт Sex Pistols, посмотрели на все это безобразие и решили сделать что-то иное. И на выходе вообще стали прародителями готов (ударение на первый слог — ред.). Сейчас, каждый уважающий себя любитель мрачной музыки хоть где-то, но хранит изображение "Unknown Pleasures" от Joy Division. То самое, черно-белое, на котором изображены волны пульсаров. Минимализм, лаконичность и надрыв. Дизайн обложки делал Питер Савилль, работавший тогда с лейблом Factory Records, на котором издавалась группа. Он также известен своими работами с Duran Duran, Peter Gabriel и King Crimson

 

Еще одним знаковым пост-панковым альбомным артом стало оформление Public Image LTD., группы уже бывшего панка Джонни Роттена из Sex Pistols. В album art’е первого альбома еще одних отцов пост-панка и дэнс-панка нет ничего необычного – просто фото вокалиста с приличной прической и некрашеными волосами… 

Но, релиз был настолько ожидаем, что, несмотря на его несостоятельность как цельного материала, моментально стал культовым, и обложку "First Issue" 1978 года мгновенно записали в разряд "лучших" и "значимых". Фото к ней сделал фотограф Деннис Моррис, который впоследствии и создаст знаменитое лого PiL, изображенное на таблетке. 

 

Но не только пост-панком и легендарными мастодонтами жили 1970-е годы. Уже вовсю гремели электронные звуки, и на слуху был Дэвид Боуи.

В 1973 Зигги Стардаст (одно из творческих воплощений и альтер-эго Дэвида Боуи) решил принять иную сущность и на какое-то время стал "вменяемым Аладдином", о чем заявил на своем альбоме того периода. На самом деле название релиза — это игра слов "A Lad Insane" – "безумный пацан", проще говоря. Этот музыкальный труд явил миру Боуи с молнией на лице, и именно этот образ по сей день массивно тиражируется всеми, кому не лень. 

Даже "божественный сериал" по Нилу Гейману не обошел вниманием образ Дэвида Боуи, созданный 43 года назад. На этот раз этот образ примерила Джиллиан Андерсон. "Aladdin Sane" плотно вошел в историю альбомного арта и прочно занял своё место в сотне самых популярных обложек.

 

Живая музыка живой музыкой, но нельзя забывать, что есть еще электронные сегменты звукового мира, которые прекрасно взаимодействуют с изобразительным искусством. Несмотря на то, что ни одно издание не поставило в пример album art Brian Eno "Music for Airports", мы считаем, что этот альбом стал стартом популяризации эмбиента, поэтому заслуживает отдельного абзаца в обзоре 1970-х годов в альбомном искусстве. В оформлении "музыки аэропортов" вроде бы ничего необычного, но мы можем провести аллюзии с пачкой "беломора", где была изображена карта, по которой летали пилоты Ту-134 в одном старом советском анекдоте. 

Однако, тут дело немного в другом. Этот релиз так сильно повлиял на формирование "окружающего" стиля в музыке, что о нем просто нельзя не сказать пару слов. Более того, треки из этого альбома многократно использовались и используются для подзвучки произведений визуального арта и инсталляций. Например, в 1980-е "Music for Airports" звучала в лобби Нью-Йоркского аэропорта Ла-Гуардия. А это самый, что ни на есть Music Meets Art!

 

Рядом с Ино того периода нога в ногу идут Kraftwerk со своим "The Man Machine" (Die Mensch-Maschine — ред.), который также сделал революцию среди музыкантов, играющих без гитар и даже без длинных волос. Существует масса исследований о релизе, а про его оформление какие только легенды не ходили. Одна из самых невероятных, заключалась в том, что релиз был придуман и записан по заказу КГБ. 

Кто бы что ни думал: 4 языка на обложке (немецкий, английский, французский и русский) — это исключительно прикол авторов оформления, несмотря на то, что обложка сделана в стиле советского конструктивизма. Над ним работало 4 немца: Ральф Хюттер из самого Kraftwerk, Флориан Шнайдер, Карл Клефиш и Джоан Замбриски

Правда, есть один конспирологический нюанс — на задней стороне альбома есть надпись: "Я — твой слуга, я — твой работник" (из песни "Die Roboter" — ред.), написанная на русском языке. Но это скорее троллинг, как выразились бы сегодняшние слушатели. 

 

А пока что на пороге 1980-е, и уже упоминаемый выше Питер Кристоферсон приходил во сне ко всей редакции и ехидно улыбался. Учитывая, что Coil (это именно тот Кристоферсон — ред.) были оккультистами, то это уже настораживающий знак, и нужно скорее садиться за следующий период в истории альбомного искусства, пока общественность будет обсуждать этот. А то есть риск, что их пугающие образы начнут настигать автора статьи с первого же альбома. 

Уже тогда начал меняться формат самих обложек из-за смены музыкальных носителей. Задача начала усложняться, ведь на обложке кассеты сложно уместить массивную детализацию. И на  альбоме Zos Kia/Coil "Transparent" уже появляется пугающий символ. На кассете, вышедшей в 1984 году, изображена Тиамат. В аккадской мифологии -  драконоподобная богиня, персонифицирующая изначальную стихию.  И тут участники industrial проекта оставили большое поле для размышлений. 

Существо с туловищем льва и головой и крыльями орла обладает двойственной и противоречивой природой — с одной стороны оно может защищать людей и все живое, а с другой — нападать и уничтожать все без оглядки. 

Coil с самого начала своей дискографии окружили себя загадочностью и большой недосказанностью. И это только первый совместный с Zos Kia релиз. 

 

Безусловно, не только этими 11 релизами жило одно из самых динамичных десятилетий XX века. У читателя возникнут вопросы — а где же … ? В многоточие можно подставить даже Михаила Сергеевича Боярского. НО! Нам бы и самим хотелось, рассказать про время начала CBGB или про Factory Records, и мы это сделаем, только это уже в других статьях. Ведь у нас с вами образовалась просторная площадка для дискуссий!

Материал вычитывали, дополняли\урезали, комментировали: Александр Масовец, Ярина Денисюк, Филипп и Сергей Добровы, Necromandus, Альберт Цукренко, Валерий и Юлия Корневы, Elizabeth Hilgurt. Огромное им спасибо! 

Перевод на английский: Валерий и Юлия Корневы.

Материал подготовлен при поддержке:

RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter

Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK

Подписывайтесь на наш Telegram канал.

Все части материала тут:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/music-meets-art

All images are copyrighted by their respective copyright owners.

Neformat.com.ua ©