Майн Кампф гиг. Несколько слов от организаторов профильных фестивалей
10.08.2017
Отбиваются ли узконаправленные фестивали в Украине, сложно ли бывает с райдером групп, кто кого кидает на подобных мероприятиях и зачем? Далее в тексте.
Всех нас каким-то образом кидали так или иначе. Если существует какой-то неуязвимый человек в этом плане и он считает, что такого с ним не происходило, то сразу напомню о политической жизни в нашей стране. Но в тексте не о ней. Речь пойдет о музыкальных и узконаправленных мероприятиях, то есть о профильных фестивалях Украины.
Речь идет об ивенте, который посвящен какой-то одной или ряду переплетающихся субкультур. Показательным примером “кидняка” и плохой организации стал не так давно прошедший black-metal фестиваль Carpathian Alliance Metal Festival. Чего только о нем не писали посетители и музыканты, которых «прокатили» или на райдер или с гонорарами (если вам все же удалось пропустить эту волну возмущения, смотрите короткое видеонапоминание основных жалоб ред.)
Поскольку за минувшую неделю было уже достаточно написано статьей, блогов, комментариев и эссе на тему CAMF, Neformat.com.ua решил пойти другим путем и опросить нескольких организаторов узкопрофильных фестивалей или же всеукраинских концертов немейнстримовых банд. Всем респондентам было задано четыре одинаковых вопроса:
1) Что вы делали, когда выходил минус по концерту?
2) Что делали, когда не могли выполнить райдер?
3) Кидали ли вас?
4) Что делать с организаторами, которые кидают?
И вот, что из этого вышло. Мы не ставим задачи сделать какой-то один категорический вывод. Наша цель в этой публикации шире показать, как все происходит за кулисами и как каждому посетителю, музыканту и начинающему организатору не попасть впросак.
Cardiowave (Одесса), Efraim Nokata. Команда привозила Legendary Pink Dots, Michael Gira, Lebanon Hanover, O.Children etc.
1) У нас всегда минус по концерту, так что просто делали пока время и желание было.
2) Если не можешь выполнить райдер, то надо предупредить до приезда и по крайней мере предложить альтернативы. Обычно все соглашаются на разумные компромиссы.
3) Нас не кидали, но отменяли некоторые площадки. Правда загодя, так что выкручивались.
4) А с плохими организаторами надо бороться и наказывать оглаской…
KVLT OV Ї (Харьков), Al Kova. Команда привозила Shiva the Destructor, Nödutgång:Självmord, Dekonstruktor, Matushka etc.
1) У меня не было влетов ни на одном из концертов, которые я организовывал. Фиксированная сумма всегда отбивалась, а если был какой-то процент, то здесь понятно — музыканты могли рассчитывать на большую сумму, но выходило в итоге по результатам входа.
2) В нашей команде первыми пунктами всегда стоит выполнение райдера и создание европейских условий, чтобы все чувствовали себя комфортно. Это основное, плюс кейтеринг.
3) Как орагнизатора меня не кидали. А вот нашу группу Soom на Electric Meadow Fest да, но это другая история.
4) Я не верю в мгновенную карму и явно, что с кидалами нужно разбираться, но этого делать никто не будет. Если предавать огласке факты «нечистых рук», то они должны быть с неопровержимыми доказательствами. И предупредить, чтобы с этим человеком не имели дела.
КБ фест (Харьков), Oleksii Naumenko. Команда привозила Loma Prieta, Bluesbreaker, Reminded, Oh, deer etc.
1) Разделяем сумму между оргкомитетом, грустим.
2) Мы не работали с группами, у которых есть райдер. Всегда поступаем с приезжими так, как хотели бы, чтобы поступали с нами в других городах.
Встречаем, показываем город, кормим, предоставляем хороший аппарат и саундчек по желанию, на концерте выставляем воду и снэки. Поддерживаем беседу и всячески хвалим после выступления.
3) Возможно некоторые площадки кидали на деньги со входа. Вывод - ставить своих людей или контролировать кол-во посетителей концерта иным образом.
4) Максимально распространять эту информацию и всячески подвергать их насмешкам.
Robustfellow (Киев), Phill O))). Команда привозила Greenleaf, Mars Red Sky, Elder, Loinen etc.
1) Делили влет между Robustcrew (непосредственно организаторами ивента), сжимали зубы и продолжали работу.
2) Райдер заранее детально согласовывается с каждой группой. Всегда можно найти оптимальные альтернативные варианты по аппарату, кейтерингу, жилью, особым условиям и т.д.
3) Бывали разные непредвиденные расходы и не совсем приятные ситуации которые помогали в следующий раз внимательнее относиться к процессу планирования, выбора и делегирования.
4) В целом в Украине большинство оргов друг-друга знают. Возможно, для зарубежных групп пригодилось бы приложение, где можно посмотреть рейтинг по организации ивентов, почитать отзывы от групп и публики, таким образом поможет принять решение связываться или нет.
Ukrabilly BANG (Киев), Alexandr Twaryna Kravchenko. Команда привозила The Meteors, Ot Vinta, DEMENTED ARE GO, Wild Wax Combo etc.
1) Я стараюсь делать концерты, которые смогу окупить в любом случае (форс-мажоры и тд). Не лезу выше головы и все получается зачастую.
2) Райдер у наших рокабилли-сайкобилли групп не заоблачный и выполняется без особых проблем.
3) Кидали только концертные площадки/клубы. Неприятно, но ничего не поделать.
4) Не иметь дела.
rap.ua (Харьков/Киев), Pavel Rozenflyants. Команда привозила Monatik, Каспийский Груз, Ярмак, Big Russian Boss etc.
1) Убыточные концерты очень частое явление, особенно в нестабильной Украине. К этому надо относиться философски. Зачастую за несколько дней до концерта уже ничего нельзя сделать. Один из самых распространенных вариантов - это перенос концерта на позже, с надеждой, что билеты продадутся еще. Можно разговаривать с менеджером артиста о скидке в гонораре, если причины минуса концерта не зависят от организатора, артист зачастую идет на встречу.
2) Райдер это святое. Он просматривается и изучается до того как начинается рекламная кампания. Не выполнить райдер - последнее что можно сделать. Я в своей практике мало помню примеров, где действительно не мог выполнить райдер, скорее, по неорганизованности какие-то вещи делались в последний момент.
3) Для шоу-бизнеса и концертного бизнеса это скорее риторический вопрос. Конечно, да.
4) Больше не работать и оставить отзыв коллегам. Организаторов вроде бы и и много, но репутация - это важный момент, если про человека есть отзывы что он кидал, то в с ним вряд ли кто будет работать дальше или будут работать с двойным контролем.
Burn The Scene For Fun (Одесса), Volodya Oldhat. Команда привозила Raein, La Quiete, Bagna, Human Error
1) Делили его на всех оргов и не унывали)
2) Такого не было - наверное потому что группы, выступающие у нас на фесте не очень привередливые. Например, хорошо известные в укзких кругах итальянцы Raein и La Quiete, играли на наших гитарах, потому что для их гитар нужно было покупать дополнительные места в самолете.
3) Нет - ни группы, ни люди, с которыми мы сотрудничаем. Бывало, группы не могли приехать, но по уважительным причинам.
4) Таких знаем, но с нашим фестам мы их не связывали.
Организатор Carpathian Alliance Metal Festival Дмитрий «Ленин» Хлевинский после публикации статьи также дал свои ответы.
1) Доставал деньги из кармана.
2) Предупреждал об этом группу и вместе его корректировали.
3) Да.
4) Ходить на концерты, тогда у организатора будут деньги, чтобы не кидать.
Вместо эпилога
От автора:
Поскольку я сам ранее был соорганизатором первых концертов Захара Мая и Morj в Луганске, Laibach и O.Children в Харькове, то также вставлю свои 5 копеек.
Вряд ли начинающий энтузиаст в плане «кого-то интересного привезти» задумывается о том, что его коллеги, компаньоны, спонсоры, партнеры или инвесторы могут быть нечестными людьми. Поскольку это «интересное» предназначено для ограниченного круга людей, субкультуры, если хотите, то мало у кого возникнет мысль о кидняке с гига.
Ведь, люди же наконец-то увидят ЭТО! Оно не для масс и всех и конечно редкость в нашей стране. Ведь кому придет в голову нажиться на приезде чего-то специфического? Однако, всегда найдется человек, который будет играть на наивности и доверии людей. И не важно, кто они будут для него - соорганизаторы или благодарные слушатели.
Последние, кстати, потом превращаются в рассвирепевших фурий и правильно делают. А возможно это, например, при обмане с условиями жизни на выездном мероприятии, продаже обычной еды и алкоголя по заоблачным ценам и неприезде заявленных артистов. Об этом в последнюю неделю много писали.
Есть еще один фактор — ваше доверие. Ушлый орг всегда надеется на кассу перед мероприятием. Согласитесь, выгодный бизнес, пообещать, объявить предпродажу билетов и срубить, аккурат перед гигом, куш, забрать нал, безнал и исчезнуть?
Да, андеграунд и узкая музыкальная ниша в нашей стране редко окупаются. Да, чаще всего это убыточно, поэтому везут что-то культовое и немейнстримовое идеалисты. Кто, как не они будет наивно верить инвестору, который даст пару тысяч долларов, а потом, видя, что минус неминуем, снимет заведомо все деньги и пропадет. А там сумма будет больше $2000...
У каждого из таких «оргов» всегда заготовлен ряд офигительных историй о том, как и куда пропали деньги и почему минус такой большой. Как правило они все умеют красиво рассказать также, как красиво пропасть из поля зрения. Их логика простая — гораздо проще, когда ты кому-то должен, а не тебе. Тогда не тебе приходится за кем-то бегать.
Есть смельчаки, среди них, которые пропадают в самый разгар веселья, когда все или почти все предоплаты внесены, а потом за остаток приходится спрашивать с компаньонов «организатора-инвестора». Как правило, они ничего не подписывают и ни о чем не договариваются — у их партнеров (среди них можешь быть читатель этой статьи) «это лучше выходит».
Что же делать, если такой гиг случился в вашей жизни?
Несмотря на кажущуюся безвыходность, есть методы и способы борьбы с такими лихими промоутерами.
Для соорганизатора — это общая почта с доступом ко всей переписке, доступ ко всей бухгалтерии и ведение переговоров на равных, то есть вдвоем. Важный момент — на гиге тоже должны присутствовать все его затеявшие, без исключения. Также не лишним будет уточнять у всех по поводу оплаты и договориться с билетными операторами ни при каких обстоятельствах не отдавать деньги до мероприятия никому из его организаторов. Кроме того, на концерте нужно следить за потоком живых денег на входе и прилавках с мерчем, а не только слушать музыку.
Если все вышенаписанное будет выполнено, то большей части наглого кидалова можно избежать. 100% не даст ни одно пособие. Все схемы просчитать невозможно, но обезопасить себя по максимуму — реально.
Для зрителя/слушателя — это заранее купленный билет.
Нужно не бояться отстаивать свои права перед оператором, который может отказаться вернуть деньги за несостоявшийся гиг, так как их забрал организатор. Вот тут и нужно превращаться в фурию, воспламеняющую все взглядом одновременно со звонком в 102. На то и расчет, что вы не станете бороться за свои деньги и не знаете своих прав.
Я, например, в последнее время покупаю билеты только перед мероприятием, минимум за сутки. Никогда у операторов, с которыми был связан хоть один скандал с возвратом денег. Да, такие приобретения могут быть дороже, чем за полгода, но это гарантия того, что ты попадешь на заветное шоу.
Немаловажно знать, что охрана мероприятия не может вас не выпустить и не впустить, причинить вам вред или по какой—то моментально появившейся причине отказать в обратном входе. Только если это не прописано в условиях мероприятия. Если об этом не говорится заранее — вы можете отстаивать свои права.
Если об этом сообщают вам на входе (а так и будет), то вы можете либо сдать свой билет и потребовать деньги или же прибегнуть к методу фурии и набрать заветных 3 цифры. Это, конечно, если вы не в лесу и приехали под ночь. Здесь уже масса вариаций.
Вообще, как бы это смешно не звучало, но консультация юриста перед поездкой на какое-то мероприятие лишней не будет. Главное потом не переусердствовать. Так как часто организаторы фестивалей для субкультур оказываются душками и создают вокруг великолепие звука, света, еды, питья, которое граничит со вселенской гармонией. Но бывают исключения.
Подписывайтесь на наш Telegram канал.
Neformat.com.ua ©